
Если при упоминании автовокзала в голову приходят грязные, темные и душные помещения, то вы давно не были на Северном. За это лето здесь провели ремонт и обновили помещения, чтобы каждый пассажир мог вовремя и с комфортом пройти путь от входа в здание до ступеньки автобуса. Что изменилось на вокзале, почему Северному позавидуют многие транспортные хабы страны и при чем здесь математика — в материале.

Одна команда с 2007 года
Северный автовокзал — это частное предприятие. Автовокзал был открыт в 2001 году. С момента открытия объект делили разные компании — ситуация напоминала соседство в коммуналке. Потом объект перешел к единоначалию, и в 2007 году сюда зашла команда, которая работает вот уже 16 лет.
— Транспортная отрасль — специфическая. Например, кассир автовокзала и кассир в супермаркете — это совершенно разный функционал. Кассир на автовокзале держит в голове всё расписание, ориентируется в географии маршрутов, знает требования действующего законодательства, в том числе, связанного с льготами по оплате проезда. А только по ним немалый перечень категорий, каждая со своей спецификой, — объясняют на Северном автовокзале. — Инженерно-технический состав — все с профильным высшим образованием, есть в коллективе даже кандидат технических наук, исследования которого связаны с технологическим процессом автовокзала. Найти замену нашим работникам сложно, поэтому мы держимся за всех своих людей и помогаем им в разных жизненных ситуациях. Многие сотрудники отмечены правительственными наградами.

Автовокзал — это транспортный хаб, оказывающий услуги пассажирам и перевозчикам. Своих автобусов и водителей у компании нет. На данный момент автовокзал сотрудничает с 84 перевозчиками, получившими в установленном порядке право на осуществление перевозок по регулярным маршрутам. Компания берет на себя заботу о безопасности и комфорте всех пассажиров. В то время, как государственным предприятиям помогают субсидированием, на Северном все делают за свой счет — от закупки мыла и металлоискателей до ремонта.
Северный отремонтировали — что изменилось
В здании Северного освежили интерьер, на втором этаже сделали два зала ожидания и открыли столовую, где могут вкусно покушать пассажиры и питаются сами сотрудники автовокзала. Добавили и крутые фишки: например, на первом этаже теперь есть большое электронное табло с расписанием, каким не каждый вокзал в стране может похвастаться.

— Сложность ремонта была в том, что мы не можем остановить технологический процесс, нарушив транспортное обслуживание населения, закрыться и одномоментно всё сделать. Поэтому ремонт пришлось делать поэтапно, — рассказывают на Северном автовокзале. — Основные работы проводились летом, чтобы пассажиры смогли разместиться в сквере — мы его еще называем летним залом ожидания. Там особенно красиво весной, когда яблони цветут.
Команда признается: приятно, когда выходишь из административной части в зал ожидания и слышишь положительные отзывы. В здании стало просторнее, уютнее и светлее, коммерческие площади уменьшили в пользу пространства для пассажиров.

— Обновление — это огромная работа, которая остается за кулисами. К сожалению, ее не всегда ценят. Мы каждый день сталкиваемся с претензиями из-за досмотра на входе, но это вопрос безопасности. По пятницам возникают проблемы с нетрезвыми пассажирами. А еще бывает, люди выключают банкомат из розетки и подключают телефон зарядиться, а через несколько минут к нам приезжают из службы безопасности банка, — продолжают на Северном автовокзале. — Перевоспитать тех, кто не ценит новшества, мы не можем. Но и сидеть сложа руки — тоже. Когда любишь свою работу, стараешься делать все хорошо. К тому же вандалы — это только малая часть пассажиров.

На Северном автовокзале ставят во главу угла комфорт пассажиров, в том числе — маломобильных и с ограниченными возможностями здоровья. Например, окно администратора по уровню ниже остальных касс, чтобы было удобно тем, кто передвигается в колясках. Еще у администратора есть индукционная петля для слабослышащих. Везде на стенах есть специальные таблички для слабовидящих, после ремонта оборудован туалет для инвалидов.

Покупку билетов тоже сделали максимально удобной для разных групп населения. Сайт автовокзала адаптирован для слабовидящих, а в здании есть терминал для покупки билетов — им обычно пользуется молодежь.
Кстати, после ремонта Северный стал интереснее не только для пассажиров — сюда заходит бизнес. Пассажиропоток на вокзале — более пяти тысяч человек в день, а в дни повышенного спроса достигает восьми тысяч человек, к тому же в помещениях появилось больше разноформатных рекламных носителей.

Будет больше межрегиона
С Северного можно уехать ко всем соседям: в Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, в Пермский край, Башкортостан. Есть и международные направления — Казахстан, Таджикистан, в следующем году здесь возобновят сообщение с Киргизией.
— Международные и межрегиональные маршруты открывают через Минтранс России, а межмуниципальные маршруты — через областное Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Это довольно сложный процесс: предложение об открытии нового маршрута рассматривают в том числе с участием специальных комиссий, по межмуниципальным маршрутам проводят конкурсы, — рассказывают в Северном автовокзале. — Сейчас мы прорабатываем маршрут на Казань — помогаем перевозчику с составлением необходимого пакета документов для подачи в Минтранс России, чтобы минимизировать риск из-за технической ошибки затянуть открытие маршрута на годы. Если на некоторых направлениях перевозчики прекращают обслуживать маршруты, то мы в целях сохранения транспортного сообщения ищем новых перевозчиков либо предлагаем другие варианты.

На автовокзале признаются: у перевозчиков намечается проблема. В 90-е многие перевозчики оформлялись как ИП, а сегодня им за 60 лет. Передать обслуживаемый маршрут перевозчик никому не может. Отказ от обслуживания межмуниципального маршрута приведет к необходимости проведения конкурса, а если речь о межрегиональном, то вовсе к закрытию. Анализируя запросы пассажиров, на автовокзале прорабатывают новые перспективные направления, для обслуживания которых приглашают к сотрудничеству перевозчиков.
— Еще одна боль транспортной сферы — это нелегальные, «серые» перевозчики и сервисы для попутчиков. Тут надо понимать риски: никто не гарантирует, что пассажир вовремя доберется до конечной точки и доберется ли вообще. Непонятно, кто за рулем и в каком состоянии он и транспорт, — продолжают на автовокзале. — Зато автобус — это всегда четко по расписанию и безопасно. Все водители, которые работают у наших перевозчиков, обязательно проходят предрейсовый осмотр. У них нормированный режим труда и отдыха — переработок перевозчик не может допустить, даже если захочет. Плюс каждый пассажир застрахован.
Математический подход
Прежде, чем принимать управленческие решения, на Северном автовокзале исследуют пассажиропотоки и неудовлетворенный спрос. На результатах такого анализа команда строит математические модели, и только потом уже внедряет изменения в жизнь. Например, таким образом здесь определили нужное количество транспортных средств, касс и перронов.

— Мы работаем на одной из самых передовых автоматизированных систем управления. Это отечественный софт, внесенный в соответствующий реестр программного обеспечения. Помимо локальных возможностей диспетчерского и кассового обслуживания, АСУ позволяет подключить к продаже билетов крупнейших агрегаторов, а соответственно сделать для пассажиров процесс оформления билетов еще более удобным и доступным, — продолжают на автовокзале. — Благодаря автоматизации в единой АСУ с еще несколькими автостанциями в области мы организовали взаимные продажи билетов по принципу «туда-обратно», наполняемость автобусов стала выше. Для перевозчика это доход, а пассажиры всегда видят, есть ли места на рейсе, и могут заблаговременно планировать свои поездки.
Екатеринбург, Вокзальная, 15а
+7 (343) 379–09–09
Ежедневно, круглосуточно
avtovokzal-ekb.ru
ООО «НЕМЕЗИДА ИНВЕСТ»