E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

ю-в.

747мм 63%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Страна и мир День национального единства в России перерос в националистические выступления

День национального единства в России перерос в националистические выступления

День народного единства, введенный вместо годовщины большевистской революции, преподнес сюрприз придумавшим его властям.

До сих пор Кремль готовился к отражению «оранжевой революции», проходящей под демократическими лозунгами. Однако «оранжевые» идеи неинтересны большинству россиян, а вот националистические идеи гораздо более популярны в России.

День народного единства, введенный вместо годовщины большевистской революции, преподнес сюрприз придумавшим его властям. В то время как большинство россиян так и не разобрались, что они празднуют, ультраправые использовали праздник для легализации лозунга «Россия — для русских».

Первое празднование Дня народного единства закончилось громким скандалом — его главным событием стал марш праворадикальных организаций. В то время как большинство россиян, судя по опросам социологов, так и не уяснило себе смысл праздника, радикалы превратили его в праздник «освобождения от польско-литовских захватчиков» и провели шествие под националистическими лозунгами. Главным организатором марша выступил Евразийский союз молодежи, созданный по инициативе противника «оранжевых» революций Александра Дугина.

Однако столь громкой акция евразийцев стала по причине того, что к ней присоединились радикальные националистические организации вроде Движения против нелегальной иммиграции*, Славянского союза* и национально-патриотического фронта «Память». Именно благодаря их участию и их лозунгам праздничный марш ультраправых, посвященный Дню народного единства, больше напоминал шествия германских нацистов 1933 года. Эта акция, судя по всему, напугала всех — и власть, и демократов.

Празднование 4 Ноября в Москве заставило припомнить историю. Так же как и в 1905 году, на столичные улицы вышли толпы националистов. Как и век назад они требовали удалить из правящего класса чужеродных бюрократов и освободить Россию из-под ига инородцев. Официальной реакции властей почти не последовало. Лишь глава Мосгордумы Владимир Платонов пообещал «разобраться» с руководителями акции.

Как заявил «Коммерсанту» руководитель Центра изучения проблем ксенофобии и экстремизма Эмиль Паин, сейчас в стране невероятно велик уровень поддержки идеи «Россия — для русских». По его сведениям, этот уровень держится на 51–53% и «не снижается с начала 2000-х годов». При этом убежденных националистов, по словам Паина, всего 8–10%, их «не удовлетворяет путинская вертикаль власти — они хотят более жесткого имперского государства».

По мнению Паина, это связано с тем, что общество благодаря усилиям нынешней власти проникнуто страхом: «Внешние враги хотят оторвать куски пожирнее от нашей территории, а внутри страны враги — террористы, оппозиция, олигархи, бизнесмены, пресса». «Правый марш», по оценке Эмиля Паина, показывает, что «президентская администрация вырастила в пробирке Франкенштейна, который уже вышел из-под контроля и может потребовать себе всей власти».љ

Реакцией властей на «праздничное» событие стало глухое молчание, которое хранили 4 ноября практически все общефедеральные телеканалы. Телезрители федеральных телеканалов о марше ультраправых вообще не узнали: 4 ноября ни «Первый», ни «Россия», ни НТВ не показали в своем эфире репортажи с националистического митинга в центре Москвы.

На вопрос к руководителям информационных служб трех главных каналов страны, почему они не стали давать сюжеты об этом событии, все ответили примерно в одном духе. Ответ заместителя гендиректора канала «Россия», руководителя программы «Вести» Андрея Быстрицкого был лаконичен: «Это наша позиция». Руководитель дирекции информационных программ «Первого канала» Кирилл Клейменов сказал: «Во-первых, масштаб мероприятия совершенно не отвечает требованиям и уровню общенациональных новостей. К тому же мы не собираемся предоставлять в эфире трибуну для ксенофобских и расистских идей». А главный редактор информационной службы НТВ Татьяна Миткова подчеркнула, что канал «в выпуске в 13:00 упомянул об этом событии, показал «картинку», фрагмент стычки участников митинга с милицией». А отсутствие отдельного репортажа в вечерних выпусках Миткова объяснила тем, что «в этот день было много других более важных и существенных событий».

Не исключено, что сюжет о «Правом марше» не стали давать, чтобы не портить благостные праздничные сюжеты, к примеру, о «добрых делах», которые в тот день творили активисты «Наших». Но, скорее всего, в коридорах власти пытаются оценить факт появления еще одной (наряду с левой КПРФ, «Родиной» и демократической от «Яблока» и СПС) оппозиции себе, реальные возможности который неизвестны. Ведь вряд ли в Кремле рассчитывали, что первое празднования Дня народного единства превратится в праздник правых радикалов.

По информации «Коммерсанта», решение, как освещать мероприятие националистов на федеральных каналах, менялось неоднократно. В конце концов, из Кремля поступил запрет на освещение этой темы и на «Первом», и на «России», и на НТВ. Единственным исключением стал сетевой канал Ren TV, который сам решил поставить подробный репортаж с митинга националистов в выпуске новостей 4 ноября в 19:30. Заместитель главного редактора службы информации Ren TV Сергей Таранов пояснил, что на канале лишь не стали показывать националистические лозунги митингующих, поскольку это противоречит закону о СМИ, о чем и было сказано в эфире, а отдельные слова в синхронах митингующих «забивали» специальными «пиками», поскольку они «носили радикальный, противозаконный характер».

Демократы в своих оценках шествия вполне решительны и обвиняют в происшедшем непосредственно власти. Например, лидер «Яблока» Григорий Явлинский назвал московскую акцию «прямым следствием политики стимулирования насилия в стране, которая проводится не первый год, политики ксенофобии, политики национализма». Более того, Явлинский не сомневается, что «власть продемонстрировала свои боевые отряды».

Секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин считает, что официальная политика, провозглашающая через популярных телеведущих или через «Наших» идею, что Россию окружают враги воспринята националистами как сигнал «к поиску внутренних врагов».љ

Движение против нелегальной иммиграции создано 10 июля 2002 года. В 2003 году поддерживало выдвижение кандидатом в мэры Москвы и президенты России владельца «Гробовой конторы братьев Стерлиговых» Германа Стерлигова. 20 февраля 2004 года пыталось провести на Лубянской площади античеченский митинг, который был разогнан. Евразийский союз молодежи основан 26 февраля 2005 года по инициативе Евразийского движения Александра Дугина. Провел ряд акций против «оранжевых властей» на Украине и в Молдавии. 26 июня 2005 года члены союза сорвали акцию в поддержку экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в Москве.

Национально-державная партия России создана в феврале 2002 года. В 2003 году Минюст отменил ее регистрацию из-за отсутствия необходимого числа региональных организаций, неофициально — из-за «экстремистских» высказываний лидеров партии, среди которых был экс-министр печати Борис Миронов, сейчас находящийся в розыске за разжигание межнациональной розни. Его сын Иван Миронов также разыскивается правоохранительными органами по подозрению в причастности к покушению на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса.

Национально-патриотический фронт «Память» основан в начале 1980-х годов как историко-литературное общество Дмитрием Васильевым (умер в 2003 году). Первую акцию провел в 1987 году на Красной площади с требованием прекратить преследования «патриотов» со стороны КГБ.

Русское национальное патриотическое движение «Воскресение» — ярославская молодежная праворадикальная организация численностью до 40 человек. 16 октября 2005 года провело в Ростове Великом митинг против строительства рядом с территорией Ростовского кремля. Национал-социалистическое движение «Славянский союз» основано в 1999 году. В июне 2005 года члены движения взломали сайт Московской Хельсинкской группы и оставили на нем пропагандистский баннер со свастикой.љ

Как власти обращались в националистами 100 лет назад

Опасаясь всплеска революционной активности левых, побаиваясь либералов и не слишком доверяя неорганизованным патриотам, власти начали создавать свои патриотические дружины. В идеологии этих новых санкционированных патриотов причудливо переплетались требования вернуться к патриархальной допетровской Руси, освободить страну из-под власти чужаков, придать господствующее положение православной церкви, а поверх всего прочего — сохранить действующую власть.

Сто лет назад правительство тоже не обращало внимания на проповедь руководителей Русской монархической партии и Союза русского народа — Владимира Грингмута, Александра Дубровина, Николая Маркова и Владимира Пуришкевича, припоминает историю газета«Ведомости». Националисты называли себя «черной сотней» по аналогии с «черными слободами» и купеческими сотнями, которые в XVI-ХVII веках несли на себе все налоговые тяготы — в отличие от «белых», пользовавшихся покровительством высшего боярства. В начале ХХ века русский народ, говорили националисты, тоже был черной сотней, а инородцы умышленно тормозили инициативу русского предпринимательского сословия и полностью оградили царя от народа.

Власть поддерживала деятельность черной сотни и административным ресурсом, и финансовыми средствами. Националистам тайно выделялись оружие и деньги, а их листовки печатались в правительственных типографиях. В ответ на возмущение либералов градоначальник Одессы Нейгарт, при котором случился чудовищный погром 1905 года, заявил: «Вы же сами просили свободы шествий и собраний».

После настойчивых требований общественности Нейгарта предали суду, а суд не нашел признаков преступления в его действиях. Вскоре его назначили нижегородским губернатором. Не понесли серьезного наказания участники покушения на экс-премьера Сергея Витте и лидера кадетов Павла Милюкова. Из 1860 «истинных патриотов», преданных суду за преступления, совершенные в 1905–1906 годах, более 1700 были помилованы сенатом или царем. В 1907 году правительство способствовало созданию фракции националистов в Думе во главе с Пуришкевичем и Марковым.

Защитники монархии не раз публично дискредитировали двор и правительство. Например, Владимир Пуришкевич бросил с думской трибуны стакан в Павла Милюкова, а Николай Марков обзывал депутата Осипа Пергамента «жидюгой» и обещал «оторвать ему голову». Правые радикалы чем дальше, тем больше требовали у правительства новых и новых денежных ассигнований, шантажируя их тем, что в противном случае большинство в Думе получит оппозиция.

В частности, накануне парламентских выборов 1912 года Николай Марков потребовал у премьера и министра финансов Коковцова миллион рублей на избирательную кампанию. Получив отказ, Марков обвинил премьера в казнокрадстве. Наконец, после неудач русской армии в Первой мировой войне, видя, что власть слабеет, многие крайние националисты, в том числе и Пуришкевич, присоединились к либеральной оппозиции и требовали расследовать деятельность высших сановников и членов царской семьи. Разрабатывались даже планы свержения царя. А один из правых монархистов, Василий Шульгин, принял в феврале 1917 года акт отречения Николая II.

* Запрещены в РФ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления