Сервис подачи исковых заявлений в Высший арбитражный суд РФ через интернет заработает в тестовой эксплуатации уже в августе 2009 года, а в октябре будет переведен в открытый доступ. Об этом рассказал начальник Управления информатизации и связи Высшего Арбитражного Суда РФ Игорь Соловьев.
По его словам, первоначально сервис будет функционировать в несколько "урезанном" варианте. Поскольку в суде опасаются наплыва недостоверных заявлений из виртуального пространства, электронный иск на первых порах необходимо будет дублировать бумажным оригиналом. "Из российских судебных инстанций мы реализуем такой сервис первыми, и потому испытываем небольшой мандраж. Если наши страхи окажутся преувеличенными, в дальнейшем подача исков сможет стать полностью электронной", - рассказал он.
Схема работы сервиса в его "сокращенном" варианте будет выглядеть следующим образом. Любой заявитель сможет составить иск в специальном разделе на сайте суда, причем система будет активно помогать ему в этом. Например, автоматически проверять, не забыл ли заявитель указать необходимые данные об ответчике. Указанные в заявлении налоговые реквизиты будут сверять в режиме онлайн с ЕГРЮЛ (Единым государственным реестром юридических лиц), почтовые адреса - проверять по общероссийскому классификатору адресов ("Квадр") и так далее.
На выходе заявитель получит файл иска в формате PDF со штрих-кодом. Распечатав и заверив иск, его можно будет подать непосредственно в суд. Причем система штрих-кодирования при подаче бумажной копии существенно упростит процедуру, говорит Игорь Соловьев. Данные по иску будут извлекаться из системы мгновенно: это называется "нулевой" регистрацией.
Если сервис заработает без сбоев, в Высшем арбитражном суда откажутся от бумажных "дубликатов". Оригиналы нужно будет принести только на судебное заседание, как того требует процедура. Кроме того, удачный опыт будет транслирован и в практику других арбитражных судов.
По словам Игоря Соловьева, техническое решение сервиса не является беспрецедентно сложным. В частности, выбранный для этого проекта на основании конкурсных процедур подрядчик (петербургская компания "Конда"), вызвалась реализовать его всего за 29 тысяч руб. против 500 тысяч, значившихся в заявке. "Важно не столько решение, сколько сам прецедент", - комментирует представитель ИТ-службы.
В перспективе Высший арбитражный суд планирует развитие и других сервисов, которые должны упростить взаимодействие участников судебного процесса. В частности, сейчас суд ведет аукционную процедуру по выбору подрядчика для нового проекта - интернет-сервиса подачи жалоб на действия представителей суда. Этот сервис будет реализован в виде личного кабинета заявителя, через который он сможет не только оставить жалобу на неадекватные или неправомерные действия должностных лиц, но и следить за ходом ее рассмотрения и получить в итоге ответ.
Кроме того, в планах значится запуск отдельного Портала электронного правосудия: с его помощью можно будет не только подавать иски и жалобы, работать с базами документов и так далее, но и, например, загружать документы, если по мнению заявителей или ответчиков они имеют существенное отношение к делу и должны быть доведены до сведения суда.