В голове совершенно не укладывается, что перед тобой сидит человек, который почти 70 лет назад участвовал в победном параде на Красной площади, когда ему было около 30 лет, и вот теперь, когда ему вот-вот исполнится 100 лет, он сидит перед тобой и вспоминает тот день. И при этом он бодр, ни на что не жалуется, а просто пристально смотрит прямо в глаза и говорит-говорит.
Павел Иванович Неганов родился в 1915 году. С детства мечтал о том, чтобы стать пилотом. И даже пошёл поступать в лётную школу — медицинскую комиссию прошёл, а вот политическую не смог, так как тётя у него была раскулачена. В итоге отправили на экзамены в Полтаву в танковое училище.
— Начальником училища был полковник Баданов. Слыхали такую фамилию? Он отличился позднее в Сталинградской битве. Именно он нас представил Наркому обороны СССР маршалу Семёну Константиновичу Тимошенко — из рук которого я и получил направление на должность командира автотанкового взвода ВВС на Северный Кавказ, — вспоминает Павел Иванович.
Войну он встретил командиром 176-го отдельного автотранспортного батальона, который обеспечивал боевые действия авиации 4-й Воздушной армии.
— Конец октября 1942 года. Наша часть оказалась зажатой немцами в районе города Орджоникидзе (ныне — Владикавказ). Я получил приказ — уничтожить боевую технику и пешим порядком вывести личный состав через горный перевал в район Душети. Нашли проводников из местного населения, согласовали маршрут движения, — говорит Павел Иванович.
В течение суток личный состав и около 300 единиц боевой техники были выведены и сохранены, что самое удивительное, ни один боец не получил ранения.
С апреля по ноябрь 1943 года батальон Неганова обеспечивал боевые действия 5-й Воздушной армии.
— Это были тяжелейшие бои на Курской дуге, форсирование Днепра. Запомнилась случайная встреча с Маршалом Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым. В один из октябрьских дней 1943 года меня вызвали в штаб армии. Отправился я туда на закреплённой за мной машине. Когда подъехали к штабу, к водителю подошёл проходящий по двору в сопровождении офицеров Жуков, обнял его и сказал: «Саша, теперь я тебя от себя не отпущу», — с улыбкой, хлопая меня по плечу, рассказывает 100-летний ветеран.
Оказывается, он возил Георгия Константиновича в 1939 году на Халкин-Голе.
Главную свою награду Павел Иванович получил в ноябре 1943 года. «За период пребывания в должности начальника штаба, а затем командира автобата товарищ Неганов проделал большую работу по формированию и организации работы автотранспортного батальона», — написано в приказе о награждении орденом Красной звезды.
Именно благодаря этой награде Павел Иванович был приглашён для участия в параде Победы, поскольку туда брали только тех, кто имел награды за боевые действия — не ниже Красной звезды.
— Подготовку к параду начали с 10 мая. Нам тогда выдали новые костюмы, обмундирование выдали. День учимся — ночью шагаем. Каждый день по четыре часа. Мастерство оттачивали на взлётно-посадочной полосе правительственного аэропорта, — рассказывает ветеран.
Конечно, сейчас Павлу Ивановичу уже сложно точно вспомнить, о чём он думал, когда шёл по Красной площади в тот день.
— 24 июня нас посадили в грузовые автомобили, привезли на Красную площадь. Сколько было человек — сейчас уже не помню. Думал, что в танковой колонне кого из знакомых танкистов найду, но не получилось. Было очень непросто, но выдержал. Во многих газетах были напечатаны фотографии — даже где-то себя видел, — с грустной улыбкой делится Павел Иванович.
После войны Павел Иванович служил на аэродроме имени Фрунзе в Москве. Именно отсюда улетал и прилетал Сталин, все высокие чиновники, иностранные гости.
Всего с ветераном общались часа полтора. В прошлом году в Свердловской области было три живых участника парада в июне 1945 года. Сколько их осталось сейчас — неизвестно.
— Никаких отклонений у меня нет — абсолютно здоров. Единственное, что слабость некоторая есть — суставы не так хорошо работают, — делится Павел Иванович.
Видео: Денис МЕЛЬНИКОВ / youtube.com