Для управления рынком мобильной коммерции будет создан Единый центр координации мобильной коммерции. Ожидается, что его учредителями станут Инфокоммуникационный союз, банки и сотовые операторы. Организаторы полагают, что стандартизация позволит отрасли совершить качественный прорыв. Он также сможет выполнять функции стандартизации и внутреннего регулирования российского рынка мобильной коммерции.
Инициаторами создания такого органа выступили Инфокоммуникационный союз и операторы связи. К деятельности центра также могут присоединиться крупные российские банки, однако какие именно, пока не раскрывается. Известно, впрочем, что в пилотных проектах Инфокоммуникационного союза в области мобильной коммерции участвуют "Связь-Банк", Банк "Таврический" и МБРР.
Напомним, что союз участников рынка инфокоммуникационных услуг (Инфокоммуникационный союз) создан в результате преобразования в 2006 г. Ассоциации операторов сетей связи третьего поколения 3G (ранее Ассоциации 3G), учрежденной в 1999 г. крупнейшими операторскими компаниями России. На протяжении последних лет ассоциация занималась разработкой требований (технический, правовых и так далее) к построению сетей связи третьего поколения, а также созданием концепции формирования рынка услуг связи 3G в России.
Как пояснил руководитель проекта "Мобильные платежи" Инфокоммуникационного союза Иван Кузнецов, единый центр мобильной коммерции предложит общие правила игры для всех и станет площадкой для взаимодействия между участниками рынка. Это позволит добиться совместимости и единообразия платформ у различных операторов, что в конечном итоге, безусловно, "положительно скажется на качестве и доступности услуг для абонентов". "Создание прозрачных и понятных условий для подключения к универсальной платежной платформе новых участников также позволит значительно расширить перечень услуг и товаров, которые можно оплатить с помощью мобильного телефона", отметил Кузнецов.
Напомним, что аналогичный центр, координирующий деятельность участников рынка мобильной коммерции, действует в Японии. Схожие административные органы, действующие на государственном уровне, также созданы в Германии и Австрии.
С осени прошлого года Инфокоммуникационный союз работает над созданием универсальной платежной платформы: опытные зоны для ее тестирования сейчас развернуты у всех операторов "большой тройки". Как заявлял ранее президент Инфокоммуникационного союза Александр Крупнов, результаты использования платформы в тестовых зонах свидетельствуют "о готовности к переходу на стадию полнофункциональной коммерческой эксплуатации".
Пока создание упомянутого центра координации находится на самой ранней стадии обсуждения. "Мы получили первичное одобрение крупнейших операторов связи. Выработка конкретного предложения потребует определенного времени о сроках реализации проекта говорить пока рано, как и о конкретных условиях его осуществления, бюджете", заявлял ранее Крупнов. Скорее всего, владельцами центра станут операторы связи и ключевые банки участники проекта "Мобильные платежи" Инфокоммуникационного союза.
Одним из возможных сдерживающих факторов на пути его создания может стать неурегулированность правовых вопросов в этой области рынка. По мнению заместителя генерального директора Infon Сергея Олейника, на пути создания центра "придется решить много проблем". По его словам, нужно решить вопрос соответствия предлагаемой бизнес-модели законодательству России, определиться с понятием "мобильная коммерция", а также предложить выгодные участникам рынка бизнес-модели.
В целом, по мнению эксперты, инициативу создания центра стоит приветствовать. "Чем цивилизованней рынок, чем понятнее правила игры, тем проще делать какие-то долгосрочные прогнозы и инвестировать в этот рынок. Заявленные центром цели действительно могли бы открыть новые возможности для реализации прогрессивных сервисов, позволить многим участникам благодаря этим сервисам компенсировать снижение темпов потребления мобильного контента", заключил Сергей Олейник.