— Ну, гад, сейчас ты у меня получишь!
— Сам козлина, не буду больше с тобой играть!
Из диалога двух малышей
Повторять, не понимая значения, матерные слова может и двухлетний малыш. Дети трех-четырех лет уже выражают бранью свои агрессивные намерения. В этом возрасте ребенок понимает, что словом можно обидеть. Матерная брань, армейский жаргон, лексика иностранных боевиков — все идет в ход, когда малыш рассержен. Дошкольники не всегда понимают значение используемых оборотов, но личностный смысл подобных выражений понимают прекрасно. И состоит он в том, чтобы нанести оскорбление, унизить другого.
Взрослые по-разному реагируют на ненормативную лексику, употребляемую детьми. Некоторые начинают возмущаться, набрасываются с ответной руганью. В этом случае у детей крепнет уверенность в своей правоте. Ведь раз получена ожидаемая реакция — средство работает, и можно будет использовать его в подобных ситуациях.
Другие взрослые делают вид, что не слышат бранных слов в разговорах детей. Предполагается, что в этом случае внимание ребенка не акцентируется на плохих словах, и он их очень скоро забудет. Однако память дошкольника не уступает памяти взрослого, кроме того, такая реакция может быть воспринята как попустительство, и дети уже уверенно начинают использовать вербальную агрессию в своих целях.
Некоторые взрослые в такой ситуации начинают заниматься просветительской работой. Они пытаются объяснить детям, как нехорошо ругаться, взывают к их совести. На самом деле, дошкольники прекрасно понимают, как это плохо, и именно поэтому так и поступают.
В такой ситуации большинство родителей решает вопрос о том, как реагировать на брань, раздающуюся из уст ребенка.
По-моему, более конструктивным способом прекратить ругань будет изменение условий жизни детей таким образом, чтобы у них не возникало желания использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Вряд ли можно научить ребенка добру подзатыльниками, скорее личным примером. Тогда и у ребенка будет меньше поводов прибегать к ругани и оскорблениям.