Образование проблема «Это очень плохая система, но лучше не придумано». Как российские школьники стали жертвами ЕГЭ

«Это очень плохая система, но лучше не придумано». Как российские школьники стали жертвами ЕГЭ

Что о проблеме думают родители и эксперты

Из-за ЕГЭ подросток оказывается в необыкновенно сложной ситуации

«А что будет, если я не сдам ЕГЭ?» — это самый страшный вопрос для выпускника. Из-за давления со стороны родителей и учителей у детей происходят нервные срывы и эмоциональное выгорание. Зачастую ученикам навязывают мнение, что их жизнь и дальнейшее развитие зависят от того, как они справятся с экзаменами.

Почитайте большое исследование, которое провели школьники из Екатеринбурга. Они собрали мнения экспертов по проблеме ЕГЭ и узнали, как изменить ситуацию к лучшему.

Экзамен на выживание


— Каждый день проходил примерно по такому режиму: семь-восемь уроков в школе, факультативы, занятия у репетитора, домашнее задание и непосредственно подготовка к экзаменам, тренировка в зале и сон. Времени на отдых катастрофически не хватало. Из-за этого стресса я похудела почти на десять килограммов и забила на здоровье. Меня волновала лишь успешная сдача ЕГЭ.

Такую историю рассказала выпускница престижного екатеринбургского лицея. Самое страшное, что через эти испытания проходит практически каждый российский школьник в 9-м и 11-м классах.

Подобные истории о чудовищных нагрузках при подготовке к экзаменам облетают интернет каждый год. Помимо физиологических изменений, например набора или потери веса, появляются и психологические отклонения, влияющие на дальнейшую жизнь ребенка. К тому же существует и давление со стороны семьи. Подросток оказывается в необыкновенно сложной ситуации, будто бы между двух огней: он не должен подвести учителя и родителей, выиграть билет в счастливую жизнь и при этом постараться остаться здоровым.

Идею внедрения Единого государственного экзамена, который бы навел порядок в системе приема в вузы, уравнял возможности школьников и снизил уровень коррупции, начали обсуждать еще в конце 1990-х. Уже в 2008 году он стал обязательным для российских школьников. С каждым годом задания всё больше усложняются, у учеников возникает огромный стресс во время подготовки — психологи называют его «синдром ожидания ЕГЭ».

Первое, что встречает выпускника в день экзамена, — это металлодетектор, с помощью которого пытаются найти спрятанный телефон, дальше — проверка карманов в поисках бумажных шпаргалок и справочников. Уже в аудитории школьник слушает строгий инструктаж, нервно заполняет бланк и начинает работу. Следующие три-четыре часа окажутся для него самыми сложными, ведь в это время вершится его судьба!

Жара, душное помещение, отсутствие воды, желание есть, утекающее время, быстро заканчивающиеся бланки, настырные наблюдатели, а порой даже подставные школьники — вот она, настоящая картина ЕГЭ. Атмосфера действительно угнетает и давит, выпускники выходят из кабинета в истерике, с заплаканными глазами и трясущимися руками. Начинается обсуждение попавшихся вариантов с одноклассниками, переживания из-за того, были ли правильными ответы, и тягучее ожидание результатов.

«Вся подготовка сводится к натаскиванию»


Мнения родителей относительно ЕГЭ ожидаемо расходятся. При этом сказывается разница поколений: многие взрослые застали советскую систему образования, а потому не до конца представляют, как устроена современная проверка знаний у школьников.

— Мне сложно оценить эту систему, так как у моего поколения были экзамены в другом формате, но, возможно, это более современный подход в системе образования, заимствованный у продвинутых зарубежных университетов, — делится Ирина, мама десятиклассницы. — Я думаю, что ребенок справляется с нагрузкой только лишь потому, что он ответственный и старательный, ведь нагрузка агрессивно-интенсивная, у детей совершенно нет свободного времени. Безусловно, мне хочется, чтобы ребенок стал успешным и самореализовался, однако успешная сдача ЕГЭ не всегда гарантирует хорошее будущее.

Другие родители считают, что экзамены детям по силам, но всё же относятся к этим испытаниям двояко.

— Вроде как система ЕГЭ дает равные шансы всем учащимся, но большая часть подготовки ложится на плечи родителей и детей, ведь школьная программа не дает всех необходимых знаний, — объясняет мама ученика СУНЦ. — Ребенок дополнительно занимается с репетитором, обеспечиваем его необходимой литературой. Надеемся, что он сдаст ЕГЭ на хорошие баллы, но если этого не случится, то пересдаст или будет учиться платно.

Претензии к госэкзаменам у взрослых связаны в том числе с тем, как развито мышление у нынешних выпускников.

— Насколько я понимаю, введение ЕГЭ было обусловлено задачей избежать субъективного оценивания знаний выпускников школ. Само по себе это имеет смысл. Предлагаемый формат заданий преимущественно включает тестовые задания, и подготовка сводится к натаскиванию, — считает филолог, преподаватель вуза. — Мое отношение к этому не может быть нормальным, ведь дети отучаются говорить и рассуждать как устно, так и письменно. Второе, что мешает мне высоко оценить систему ЕГЭ, — несколько поколений студентов, которые приходят учиться в вуз. Сразу оговорюсь, что всегда есть исключения, но в целом они действительно хуже рассуждают, плохо делают доклады, зашоренно мыслят. Это связано не только с ЕГЭ — свою важную роль играет и информационная эпоха в целом. И я ни в коем случае не имею в виду, что «раньше было лучше». Раньше были свои проблемы и издержки, сейчас они другие.

Процесс подготовки к экзаменам для выпускников превращается в игру на выносливость

Впрочем, среди школьников есть и те, кто относится к предстоящим экзаменам чересчур расслабленно. Родителей это напрягает.

— Я плохо себе представляю аттестацию по ЕГЭ, потому что сам учился в советской школе. Я знаю, что эта система сделала более справедливой технологию поступления в вузы, она разорвала коррупционные связи, — поделился своим мнением Виктор, отец десятиклассника. — И еще я знаю, что система ЕГЭ позволяет ребенку заранее подумать о будущей профессии. Так как я не знаю деталей, меня это напрягает, и это я невольно транслирую ребенку. Когда я вижу, что сын сидит и играет в компьютерные игры, то думаю, что он тратит на бессмысленные игрушки свое драгоценное время. Если он сейчас проиграет эти два года, то точно пойдет в армию — и потом его социальный статус будет ниже.

«Мне всё время кажется, что сын недорабатывает и недостаточно серьезно относится к своей задаче — успешно сдать ЕГЭ»

«Это очень плохая система, но лучше не придумано»


Благодаря ЕГЭ география поступающих стала гораздо шире, при этом средний уровень эрудиции у выпускников неуклонно снижается. Это происходит из-за того, что подготовка в основном сводится к натаскиванию в типовых заданиях, поэтому ребенок начинает думать в формате экзамена. К тому же предметы, которые он не сдает, оцениваются им как ненужные и полностью забываются.

Еще одна проблема заключается в том, что в школе дети учат то, что было придумано другими, а на ступени высшего образования им уже нужно мыслить самостоятельно, генерировать идеи. Тут возникает диссонанс: зачем нужно было учить так много и усердно, если сейчас это не пригодится? Целесообразнее разделить эти нагрузки на несколько этапов в разном возрасте, тогда адаптация будет проходить проще.

— ЕГЭ — очень плохая система, за исключением того, что лучше еще ничего не придумано. Безусловно, есть идеи, которые устраняют недостатки госэкзамена, но они не учитывают преимуществ, — поделился старший преподаватель Уральского института управления РАНХиГС Александр Исаков. — При нынешних принципах системы образования это самое оптимальное, что может быть. Другое дело, если бы эти принципы поменялись, например использовать гранты, а не бюджетные места. Тогда бы ЕГЭ перестал быть необходимым и обязательным.

Ситуацию усугубляет то, что детям ЕГЭ подают как что-то ужасное и страшное, начинают готовить их уже с 8–9-го класса, нанимают репетиторов, говоря: «Если не будешь готовиться, то не сможешь сдать, а это равно проигрышу в жизни». К сожалению, сейчас для большинства учеников госэкзамен — это заучивание. Дети по два года нарешивают однотипные задания и надеются на удачу, вместо того чтобы начать разбираться в предмете, который сдают.

— Я считаю, что проблема не в ЕГЭ, а в системе подготовки и обучения, — полагает Ирина Закирова, эксперт в сфере образования. — Проблема намного шире! Если качественно учить детей, заниматься предметами, а не постоянной подготовкой, тогда будет намного легче сдать экзамен.

Взрослые внушают детям мысль: «Не сдашь хорошо экзамен — в жизни ничего не добьешься»

Очень важно, чтобы родители были союзниками ребенку: если с их стороны будет давление, то он не сможет справиться со стрессом, а при их поддержке сможет быстро выйти из тревожного состояния.

— В связи со сдачей ЕГЭ нагрузка в школах увеличивается вдвойне как для учеников, так и для учителей. В такой ситуации ключевая роль отводится личности наставника, — считает профессиональный психолог-консультант Анна Смагина. — Сейчас вся система обучения и интерес детей к нему держатся только на тех преподавателях, которые готовы усердно работать, воспитывать детей и в каких-то моментах жертвовать своим рабочим временем. Благодаря им дети хотят ходить в школу.

По словам Анны Смагиной, у госэкзамена много положительных сторон, самая важная из которых — то, что дети получают возможность поступить в любой вуз страны.

— Надо понимать, что это не самое страшное испытание в жизни ученика, а просто хороший способ структурировать свои знания, полученные за прошлые годы, — объясняет психолог. — Очевидно, что школьники боятся экзаменов. Это здоровая реакция любого человека. Если бы дети не боялись, это было бы неправильно. Понятно, что у некоторых школьников нет желания учиться, кто-то не может по каким-либо причинам усвоить материал, но всё же основная часть учеников успешна, и это проявляется не в наградах и золотых медалях, а в том, что ребенок смог найти свое место в жизни и стал достойным человеком.

«ЕГЭ привело к разрушению качества образования»


У нынешних стандартов проверки знаний хватает критиков и в самой системе образования. Одна из претензий — в том, что ЕГЭ бьет по подготовке инженерных кадров и других рабочих специальностей.

— Наше с коллегами отношение к модернизации российского образования всегда было сугубо отрицательным, так как это всё привело к разрушению того качества образования, которое у нас к тому времени было, и уровня системы образования, которое наследовало советскую систему в области естественных наук, — считает начальник Управления образования Сысертского городского округа Оксана Колясникова. — Это повлекло за собой серьезные потери рабочей силы страны, особенно в сфере производства.

От результатов ЕГЭ стала зависеть зарплата педагогов, которые готовили учеников к экзаменам. Эти же параметры теперь учитываются при оценке эффективности школ и даже глав регионов.

— Из-за этого большинство материала в школе стало попросту отбрасываться. Например, вопросы воспитания перестали как-либо оцениваться, это привело к отсутствию того коллектива, в котором подросток развивается и живет, — полагает Оксана Колясникова. — В свое время проводился масштабный эксперимент, чтобы выяснить, как изменилась проверка знаний по профильным предметам, и впоследствии было доказано, что для того, чтобы получить аттестацию на ЕГЭ по математике, достаточно знать материал 4-го класса. Это значит, что вскоре в профильные математические вузы будут поступать люди, которые максимум, что смогут, — это посчитать сдачу за покупку в магазине, так как для проверки знаний по типу ЕГЭ большего и не требуется.

«Детей учат тому, что можно найти в интернете»


Учебный процесс познается в сравнении. Хотя система образования во многом ушла вперед с советских времен, кое в чём она до сих пор наследует устаревшие нормы.

— У меня возникает вопрос к современности нынешнего образования. Думаю, оно соответствует реалиям 30–50-х годов прошлого века, где половина страны была неграмотной, — оценивает ситуацию преподаватель Уральского института управления РАНХиГС Ярослав Семенов. — Сейчас детей продолжают учить тому, что можно легко найти в интернете, а какой смысл от такого обучения? Это вопрос концептуального подхода, и решать эту проблему должны специалисты в области педагогических наук.

Если сравнивать СанПиН 2021 года с советскими нормами, видно, что у современных старшеклассников заметно увеличилось количество учебных часов. На пятидневке у 9–11-х классов оно составляет 34 часа, а на шестидневке может достигать 37, тогда как в 1974 году составляло 32 часа в неделю.

Также авторы провели исследование и сравнили расписание школьника по нормам СанПин и реальный график ученика, готовящегося к ЕГЭ

«Жизнь американских школьников кажется счастливее»


Семнадцатилетняя Евгения Чернощечкина в этом году переехала жить в США. Пока она только изучает новую среду, но уже рассказала о том, как устроена американская система образования.

— Здесь всего 12 классов, сейчас я в 11-м. Уже задумываюсь о вузе, ведь поступают здесь до того, как оканчивают школу, в ноябре-декабре выпускного класса. Чтобы получить диплом об окончании школы, мне нужно набрать достаточное количество баллов — 22, но обычно все набирают больше, 26–28. Каждый годовой курс дает 1 балл, а полугодовой — 0,5. Как правило, полугодовые курсы направлены на профессию, например, в моем расписании это журналистика, здоровье, урок снижения стресса, мировой гуманизм. Также, насколько я знаю, есть кулинария, инвестирование, программирование, садоводство, уроки фотографии и так далее.

Предметы ученик выбирает самостоятельно и изменить их может в любой момент, однако есть курсы, которые школьник обязан пройти, чтобы получить диплом: английский язык, математика, естественные и социальные науки, физкультура. При этом в России за один год я буду сразу проходить и физику, и химию, и географию, и биологию, а в Америке — лишь один предмет на выбор каждый год. Мне кажется, это гораздо удобнее, потому что можно полностью погрузиться в тему, тщательно ее изучить, не отвлекаясь на остальные предметы этого же цикла, и сдать экзамены. Их, кстати, дети сдают каждый год — и именно по тем предметам, которые выбрали изучать в этом году.

Получить бесплатное образование в США почти нереально: нужно выиграть грант или стипендию, доказать невозможность оплатить обучение либо же работать в кампусе своего вуза. Поэтому, я думаю, американцы достаточно рано понимают, что будут учиться платно — и, кстати, очень дорого! После 12-го класса выпускник может выбрать для себя колледж или университет. Между ними нет глобальной разницы. Колледж ближе к дому, учеба в нём идет два года и стоит намного меньше — в среднем 6–12 тысяч долларов в год. Университеты же находятся в крупных, более развитых городах, учатся там по четыре года (однако после колледжа есть возможность пропустить два года), но цена намного выше — 20–80 тысяч долларов в год!

«Может быть, сравнивать не очень корректно, но мне жизнь американских школьников кажется намного проще, а самое главное — счастливее»

Почти каждая семья может обеспечить ребенку образование как минимум в колледже. Именно поэтому не приходится убивать «свои лучшие годы» за книгами и заучиванием, если тебе этого не хочется. Ты и без этого не потеряешься и сможешь поступить. К тому же здесь не относятся к экзаменам и поступлению как к билету в лучшую жизнь. Еще здесь не стыдно не иметь образования и быть фермером. Люди рады жить так, нет никакого давления со стороны общества, и, я думаю, это самое главное.

В период подготовки к ЕГЭ нагрузка в школах увеличивается как для учеников, так и для учителей

Шесть способов улучшить систему образования


Наши эксперты не ограничиваются критикой отечественной системы образования. Они также рассказали, какие изменения добавили бы, чтобы ее улучшить.

Учите тому, что нельзя найти в интернете

В Сети можно найти очень много информации, поэтому необходимо обучать детей правильно ее искать, находить интересный подход, высказывать свою точку зрения, не бояться своего и не осуждать чужое мнение. К тому же эти навыки будут полезны всем независимо от профессии.

Профильные испытания в вузах

Подобные испытания будут более практикоориентированными и поместят ученика в формат предполагаемой будущей профессии. Благодаря этому вузы смогут выбрать самых заинтересованных и готовых к работе студентов.

Учитесь через деятельность

Мы осваиваем знания и учимся чему-то через деятельность и опыт, но, к сожалению, школы этого не дают — учитель просто рассказывает материал, дети это слушают, а на следующий день забывают. Если будут процессы поиска и обработки информации, то запоминать что-то специально придется гораздо меньше.

Тайм-менеджмент — залог успеха

Необходимо поставить себе цель и осознанно, шаг за шагом, двигаться к ней, выполняя необходимые задачи. К решению задач подкреплять мотивацию — самостоятельно поощрять себя за успехи. Следить за своим эмоциональным состоянием и здоровьем — любая незначительная деталь может привести как к положительному, так и к отрицательному эффекту. Помогают и прогулки на свежем воздухе как в одиночку, так и в компании. Нужно научиться ценить свое время и периодически разгружать голову, держать баланс во всех сферах деятельности.

Нужен активный школьный психолог

Школьный психолог должен больше участвовать в школьной жизни, чаще устраивать различные тренинги и консультации, групповые занятия, чтобы дети смогли отвлечься и успокоиться. Также должны проводиться диагностики сил и способностей ребенка, основываясь на их результатах, можно будет строить дальнейший план обучения для каждого ученика.

Без родительской поддержки никуда

Родители должны показать ребенку: даже если он не сдаст ЕГЭ, то жизнь на этом не заканчивается. Такая позиция поможет снизить уровень тревожности у школьника: он будет понимать, что и без экзаменов сможет стать успешным, а родители не станут меньше его любить.

Прочитайте также мнение уральского эксперта о том, какие темы в школах «проседают» и зачем натаскивать на тесты.

Как настроиться на ЕГЭ, нам ранее рассказывали преподаватель УрФУ Ирина Куваева и несколько репетиторов из Екатеринбурга.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
126
Форумы
ТОП 5
Мнение
На Урале водителя убило запчастью от фуры. Автоэксперт объяснил, почему в таких авариях не найти виновных
Дмитрий Ларионов
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«Мне противно. А вам?» Главред E1.RU — о том, почему у Екатеринбурга не будет красивых остановок
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Лучше бы этой недели не было». Корреспондент E1.RU — о главных новостях прошедших семи дней
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления