В начале июня в библиотеке МГУ имени Ломоносова прошло заседание совета Российского союза ректоров. На нем выступил ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
Он процитировал слова Путина о том, что «лимит на революции Россия исчерпала», и задал вопрос: «Зачем нам революция в образовании?» Вместо этого Кокшаров предложил заняться «тонкой настройкой системы». А для этого — внести поправки в закон «Об образовании».
— У нас есть проблемы. Мы хотим привлечь как можно больше практиков, но не можем им платить нормальные деньги. Мы ограничены цифрами госзадания, например, не можем им платить достойно. Вот это надо поправить в законе, и этим нужно заниматься. С профессиональными объединениями, с предпринимателями, с РСПП надо договориться, где им нужны программы специалитета и не хватает просто бакалавриата и магистратуры, там и действовать. Тогда вместо интегрированных программ — четыре и два года — можно сделать пять, тогда и деньги сократим, не потратим лишнее. Ну и конечно, если нужно шесть лет, можно тоже договориться, ввести и в стандарты, — подчеркнул ректор.
Также он предложил ограничить поступление в магистратуру соответствующими областями наук. Кокшаров объяснил это на примере философа: если тот пойдет на энергетическое машиностроение, то это будет «трата денег и времени», но вот если на политологию или медиакоммуникацию — то проблемы не возникнет.
— Но при этом все новации, которые есть: это и зачетные единицы, и образовательные траектории, и мобильность — всё это надо сохранить, в том числе в специалитете. Если мы будем переходить на увеличение программ специалитета, это всё надо интегрировать, — уверен ректор.
Россия объявила о намерении выйти из Болонской системы образования 25 мая. Мы объясняли, что это будет значить на практике. Глава Минобрнауки подчеркнул, что университеты сами смогут выбирать, переходить ли им на специалитет.
В прошлом году УрФУ вошел в сотню лучших вузов мира по нескольким предметам.