В моей жизни
В том, что нужно решать социальные проблемы, сомневаться не приходится. Кто это делает? Есть государственные центры социальной помощи семье и детям, их в Екатеринбурге пять. Они финансируются из областного бюджета. А есть и некоммерческие организации – их создают те, кто не по долгу службы, а по зову сердца решил объединиться в НКО и решать социальные проблемы. Это люди с большим профессиональным опытом в своей сфере (специалисты по социальной работе, психологи). Многие из них имеют по два и более высших образования.
Я руковожу благотворительной организацией уже 11 лет. Общественные, некоммерческие, благотворительные организации создаются ради выполнения какой-то общественной миссии, для улучшения общества. Наша организация работает для того, что сохранить семьи, чтобы не было отказов от новорожденных детей, чтобы не было насилия над детьми, чтобы детей слышали взрослые. И где взять средства на помощь семьям, работу с детьми – вопрос для меня животрепещущий.
Организации, подобные нашей, не имеют государственного финансирования, хотя в последнее время появилась возможность получать субсидии от государства. Мы можем искать и ищем средства везде, где захотим, получать поддержку от тех, кто ее может нам дать. Здесь важно заранее разработать и придерживаться выработанной политики взаимодействия со спонсорами: от кого мы принимаем помощь, а от кого – нет. Мы раз и навсегда решили для себя не брать денег от производителей и продавцов алкоголя, табака, порнографии, оружия, от террористических организаций, сект, религиозных организаций и игровых заведений.
При этом основную часть средств мы получаем от международных грантодателей. Например, в 2010 году из 100% всех наших поступлений 46% мы получили от международных фондов, 20,7% – от международных благотворительных организаций, 27,5% – от иностранных физических лиц, 4,3% – от российских физических лиц, 1,2% – от российских бизнес-структур (продукты питания, детская одежда, мебель), 0,3% от российских фондов. Конечно, на помощь российским семьям и детям логичнее было бы получать средства от российского государства, от российских фондов, бизнес-структур, от россиян. Но, к сожалению, картина пока другая.
Вокруг меня
Сегодня еще нет полного доверия к благотворительным организациям у российского общества. Тут играет роль и отсутствие в России вековых традиций, как, например, в Великобритании, где испокон веков каждая вторая семья обязательно жертвует в благотворительные организации определенные суммы, чтобы учить своих детей помогать тем, кто нуждается. В старой Европе престижно и благородно быть жертвователем, многие граждане всю жизнь ежемесячно перечисляют определенную сумму какой-то благотворительной организации. Бывают случаи, когда благотворители завещают все свое имущество таковым.
Влияют на формирование общественного мнения и обманывавшие граждан фонды, изрядно подмочившие репутацию большинству честно работающих благотворительных организаций.
Да и сам принцип пожертвований в России иной, нежели, чем на Западе. Если уж кто у нас в России и решил сделать что-то доброе, то на ум ему приходит, как правило, только принести старые (или новые) игрушки и мебель в детский дом. Немногие осознают, что благотворительность может быть инновационной, приносящей полезные перемены и нужные услуги для нуждающихся в них семей и детей.
Для бизнес-структур благотворительность еще и выгодна. На Западе давно используется методика сотрудничества коммерческих компаний с благотворительными организациями по типу социального маркетинга. Распространяется такой тип сотрудничества и в Москве, Санкт-Петербурге. Из-за высокой конкуренции коммерческим организациям приходится сильно постараться, чтобы выделиться среди других, продающих подобный же товар, услуги. Здесь и приходит на выручку социальный маркетинг. Из трех аптек, расположенных на одной улице, люди выберут ту, которая помогает ВИЧ-инфицированным, детям-сиротам. Вспомните упаковки подгузников Pampers, которые с каждой упаковки обещают помочь детям (вакцинация детей). Компания-производитель отдает дополнительно вырученные деньги от продажи Pampers UNICEF (United Nations International Children’s Emergency Fund – международный чрезвычайный фонд помощи детям), который на эти средства осуществляет программы помощи детям. В денежном эквиваленте они ничего не получают. А вот в рекламе – да, Pampers выигрывает, их все знают.
Советы директоров российских компаний выделяют средства на благотворительность, решают, куда их нужно потратить. Некоторые выбирают прямую помощь больным детям (например, с онкологией), причем, возможна, адресная помощь только в случаях, когда у ребенка есть шанс выжить – это как собственники бизнеса решат. Другие выбирают помощь детским домам. Кто-то уже нашел "свою" благотворительную организацию, которая, например, оказывает помощь жертвам домашнего насилия или больным раком груди, и помогает ей. Все течет, все меняется, и у нас в России, есть думающие о нуждающихся в помощи людях. Если вы хотите помочь, но нет времени, или не знаете, как, то существуют профессиональные узко ориентированные благотворительные организации, которые ждут вашей поддержки.