Правительство обещает помощь авиакомпаниям "Трансаэро" и "ЮТэйр". Речь идёт о госгарантиях по кредитам и субсидировании некоторых маршрутов. Как рассказал "Ведомостям" вице-премьер Аркадий Дворкович, на расширение перечня субсидируемых маршрутов понадобится до 1 – 2 миллиардов рублей. Он отметил, что эти две компании "заявили о проблемах".
Представитель вице-премьера отметил, что "Трансаэро" получит госгарантии уже в начале этой недели.
Напомним, появилась информация о долгах авиакомпании, из-за которых она может вообще приостановить полёты ещё до Нового года. Представитель компании это опроверг.
Аркадий Дворкович отметил, что усилия должны приложить и сами авиакомпании: перевозчикам необходимо "рационализировать парк и маршруты, снизить издержки, искать возможности, чтобы выйти на операционную безубыточность хотя бы через несколько месяцев".
Как рассказал изданию начальник аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, сейчас гарантии уже не будут эффективным инструментом поддержки. По его словам, действующая ключевая ставка ЦБ (17%) несовместима с уровнем рентабельности авиабизнеса.
"Для авиакомпаний были бы актуальны кредиты под 8%, которые они могли получить некоторое время назад при условии наличия госгарантий", – отметил эксперт. При этом перевозчики демпингуют на отдельных маршрутах, пытаясь продать как можно больше билетов.
"Перевезти пассажира с убытком в 5 – 10% будет дешевле, чем взять кредит под 25%", – констатирует Пантелеев. Расширение перечня субсидируемых маршрутов тоже может оказаться недостаточно эффективным в условиях падения спроса на авиаперевозки.
"Сейчас население вкладывает средства в крупные покупки, после праздников спрос снизится, и люди будут летать меньше", – добавляет эксперт.
Если банки не реструктурируют долги авиакомпаний, вероятным вариантом развития событий эксперт считает банкротство нескольких перевозчиков.