Итальянский урбанист Федерико Паролотто участвовал в разработке транспортных систем Москвы, Милана, Стамбула, Санкт-Петербурга, а сейчас его компания Mobility in Chain готовит проект для китайского города Шэньчжэнь. В Екатеринбург Федерико прилетел, чтобы выступить на 100+ Forum Russia. Мы попросили его прогуляться по городу и поделиться идеями, как сделать Екатеринбург лучше. Предупреждаем: многие его мысли вам, скорее всего, не понравятся!
Наш маршрут начался от станции метро «Ботаническая». На входе пришлось пройти через привычный для екатеринбуржцев ритуал проверки сумок. Федерико задержка на входе очень удивила.
— Сканирование багажа занимает много времени, людям приходится здесь задерживаться! И вход на станцию очень узкий. Впрочем, пока здесь мало людей. Если вы задумываетесь про новые ветки метро, то позаботьтесь и о том, чтобы увеличить плотность пассажиропотока.
Итальянец заявил, что Екатеринбургу совсем не обязательно продолжать строительство подземки.
— У вас очень компактный город, здесь можно обойтись и без метро, если уделить больше внимания развитию наземного транспорта. На мой взгляд, городским властям стоит обдумать реорганизацию транспортной сети Екатеринбурга. В свое время для машин создали все условия, чтобы они свободно передвигались по городу: расширяли дороги, строили новые магистрали. Сейчас то же самое надо сделать для остальных участников движения: пешеходов, велосипедистов, владельцев колесных гаджетов.
На Чкаловской мы пересели в 11-й троллейбус. Федерико дипломатично не стал комментировать состояние старенького «рогатого», но сказал, что троллейбусы как вид транспорта отживают свой век.
— В будущем от них откажутся в пользу электрических автобусов, так как для последних не нужна сеть проводов. Однако троллейбусы лучше обычных автобусов, поскольку они экологичнее.
Мы въехали в зону платных парковок, при виде которых Федерико одобрительно закивал головой.
— Я сторонник платных парковок. Давайте представим, что все парковки бесплатные. Тогда вы можете использовать автомобиль как дом. В любое время можно поставить машину и бесплатно заночевать в центре города, занимая общественное пространство, это неправильно. А платные парковки могут зарабатывать на развитие городской инфраструктуры.
Тут стоит напомнить, что парковки в Екатеринбурге много лет остаются условно платными: штрафы нарушителям не приходят.
Троллейбус быстро довез нас до центра города по выделенной полосе на улицах Белинского и Карла Либкнехта. Федерико был доволен.
— Это один из самых важных элементов транспортной инфраструктуры. Он создает конкурентное преимущество для общественного транспорта, пассажиры не стоят в пробках, а быстро перемещаются по городу.
Мы вышли из троллейбуса у Музкомедии и направились к площади 1905 года. Здесь выяснилось, что Федерико знает о подготовке реформы общественного транспорта в Екатеринбурге. Ее несколько лет назад разработал фонд «Город PRO».
Предполагалось, что летом 2017 года в Екатеринбурге за один день введут новую сетку маршрутов, чтобы по городу можно было быстро перемещаться с пересадками, используя повременную оплату проезда. Власти не решились вводить новую схему накануне губернаторских выборов и перенесли реформу на 2019-й.
Но и в этом году ничего не произошло: мэрия объявила, что проведет новые исследования пассажиропотока и будет вводить новые маршруты постепенно.
— Ту схему помогал разрабатывать Джаред Уокер, с которым я тоже сотрудничал по нескольким проектам. Идея была правильная. Например, в Нью-Йорке новую схему ввели за одну ночь, — рассказал Федерико.
— Почему из-за этого не случилось революции в Нью-Йорке?
— Удивительно, как быстро можно изменить некоторые привычные вещи и как быстро люди привыкают к новым правилам. Еще пять лет назад в Москве можно было парковаться где угодно, а потом там внедрили систему платных парковок. Это было сделано очень быстро. Если вы политик и вам необходимо внедрять какие-то непопулярные меры, то вы должны найти консенсус в обществе, иначе на следующих выборах вас просто не изберут.
Проблема в том, что в Екатеринбурге мэра выбирают не горожане, а депутаты, но мы не стали посвящать итальянца в нюансы уральской демократии. Вместо этого у Федерико спросили, можно ли сделать проспект Ленина пешеходным.
— Возможно, следует сузить дорогу на одну или две полосы и посадить тут деревья или выделить велодорожку. Сейчас на проспекте одна линия деревьев. Можно сделать две, поставить лавочки, чтобы люди могли сидеть и гулять. Можно убрать бульвар посередине улицы Ленина и там сделать дорогу, расширить тротуарную зону, высадить деревья и благоустроить. Конечно, закрывать такую улицу не стоит, но ее можно изменить.
До площади 1905 года мы дошли, рассуждая о том, возможно ли сделать центр города полностью пешеходным, но на перекрестке Ленина и 8 Марта итальянец вдруг прервался и уставился на забитую машинами площадь.
— Федерико, мы сейчас на главной площади Екатеринбурга, и она используется как парковка, это рационально?
— Это необходимо немедленно изменить! Здесь очень красивое место, а здание с башней просто прекрасно! Рядом хороший бульвар и пешеходная зона, которая упирается… в парковку! Это должно быть хорошее общественное пространство!
— Кстати, здание, которое вам так понравилось, это администрация города.
— Ха-ха-ха! Мэру, наверное, не очень нравится такое соседство. Он должен выйти на улицу и сказать: «Что это за безобразие?!» Надо убрать эту парковку отсюда! Или хотя бы сделать ее платной, пусть приносит деньги в муниципальный бюджет.
— Наш мэр — заядлый автомобилист, он даже коллекционирует ретроавтомобили.
— Он должен быть фанатом города, а не машин!
Новый сюрприз ждал Федерико уже через несколько метров пути: печально известный нелегальный пешеходный переход к Банковскому переулку. «Зебра» на брусчатке продолжает вводить в заблуждение горожан, и на наших глазах две отважные женщины бросились к администрации сквозь поток машин. Федерико остолбенел, а потом достал телефон и сфотографировал этот смертельный номер.
— Как люди могут переходить здесь дорогу, это же рискованно для жизни. Это неприемлемо! Давайте соберем людей, поставим палатки и начнем протест против перехода!
Урбанист неожиданно оказался революционером. Узнав, что переход закрыли по настоянию полиции, Федерико заявил:
— Полиция — заноза в заднице [городских властей] во всем мире. Политики должны проявлять волю и настаивать на том, что нужно для города, а не для полиции. Если вы организуете протест, то сообщите мне заранее, я приеду его поддержать.
Совсем разошедшийся итальянец заявил, что необходимо протестовать и против парковки на площади. На всякий случай уточним, что мы не поддерживаем и не поддерживали призывы к массовым беспорядкам, а Паролотто просто не знаком с нашим законодательством, которое запрещает несанкционированные митинги. К тому же кажется, что при попытке закрыть парковку на площади протестовать будут автомобилисты, а не любители современного благоустройства.
К этому времени мы гуляли уже час, и Федерико изрядно замерз без шапки. Его внимание привлек «Пассаж».
— Это новое здание? То, которое выполнено по проекту Фостера, гораздо интереснее. Когда вы строите такие огромные объекты в центре, стоит делать их более дружелюбными к людям. На мой взгляд, было бы гораздо интереснее, если бы нижний уровень этого здания был публичной зеленой зоной для прогулок, местом притяжения людей.
Но «Пассаж» все-таки притянул нашу компанию и без зеленой зоны. Мы укрылись там от холода, чтобы согреться чаем. Оттаявшего Федерико мы попросили обратиться к горожанам с манифестом, как будто он мэр города.
— Уважаемые граждане, давайте вместе сделаем всё возможное, чтобы изменить город к лучшему. Не будем бояться этого! Изменим городские пространства так, чтобы они стали удобнее для людей, сократим количество дорог для машин, дадим место общественному транспорту! Так уже сделали в других городах, мы сможем сделать это и в Екатеринбурге, — заявил Федерико.