E1
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+8°

облачно, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

южн.

746мм 70%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Город истории Как цыганский табор отстроил поселок в Екатеринбурге: рассказываем историю переселения народа рома

Как цыганский табор отстроил поселок в Екатеринбурге: рассказываем историю переселения народа рома

Семьи поселились на ВИЗе больше 60 лет назад абсолютно законно

Цыганские дома стоят в поселке на ВИЗе с конца 1950-х

Цыганский табор, который живет на улице Шекспира в Екатеринбурге, появился на Урале больше 60 лет назад. Местные жители помнят, как пришли на пустырь и начали строить свой поселок.

Рассказываем, как народ рома поселился на ВИЗе и почему продолжает бороться за свои дома.

Краткая историческая справка


Цыгане пришли в Бессарабию (ныне Молдавия) примерно в начале 1400-х годов из Византии. Туда они попали со своей прародины — Индии, откуда ушли примерно в XII веке. Молдавские и валашские господари поработили цыган: те стали рабами и жили в бесправном положении еще 500 лет.

В 1812 году Бессарабия вошла в состав Российской Империи в результате русско-турецкой войны. Крепостных цыган разделили на «частных» и «государственных» в зависимости от владельца. В 1826 году «государственным» ромам разрешили выбрать образ жизни — оседлый или кочевой, а также село для проживания. В 1918 году Бессарабия стала частью Румынии.

С 1942 года цыгане, как и евреи, становились жертвами Холокоста. Ромов депортировали в Транснистрию — провинцию под управлением румынской администрации со столицей в Одессе, где высланных ждали лагеря и голод.

С начала 40-х Молдова стала частью Советского Союза, ромы кочевали по союзным республикам, но их вновь ждали перемены. 5 октября 1956 года президиум Верховного Cовета СССР издал указ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Представителям этого народа запретили кочевать и вести «паразитический образ жизни», их обязали трудоустроиться. Теперь бродяжничество наказывалось тюремным сроком до пяти лет.

Как построили первые дома

Когда вышел указ, нынешнему барону цыганского поселка Михаю Дице было пять лет. Он рассказывал, как табор в Свердловске застал появление документа.

— В 1956 году Никита Хрущев запретил цыганам кочевать. Мы остановились в Свердловске. Чиновники тогда разделили народ, расселили по районам, дали работу на заводах. В нашем таборе было 110 семей. Заводы помогали деньгами на строительство домов, детей устроили в школу, одели, — объясняет барон.

«Раньше здесь было болото. Мы договорились с замдиректора Верх-Исетского завода, чтобы шлак с производства сбрасывали сюда. Так и отсыпали это место»

За почти 70 лет цыганские семьи построили дома на месте пустыря, по советским меркам весьма законно. Правда, по российским законам табор так и не сумел добиться оформления участков в собственность. Вместо частного сектора за торговым центром «Радуга-Парк» в течение 13 лет должны возвести высотки. Так, 800 цыган могут оказаться на улице.

Михай Дица, барон цыганского табора, живет в поселке с пяти лет

Цыгане, преступность и стереотипы


В Екатеринбурге живут несколько групп цыган: русские (руска рома), крымские (крымы), котляры, которые также неоднородны (среди них выделяют сербиян и молдавских), ловари, влахи плащуны (венгерские цыгане), а летом на заработки с Кавказа приезжают сэрвы.

Сложившийся стереотип о том, что народ рома неразрывно связан с наркосбытом, явно нельзя применить к цыганам-котлярам, живущим в поселке на ВИЗе. Кафедра уголовного права Уральского государственного юридического университета с 2017 по 2019 год проводила исследование этнической преступности среди цыган в Екатеринбурге. Специалисты не обнаружили признаков распространения наркотиков в таборе котляров-сербиян. Хотя среди цыган табора имеются случаи судимости за общеуголовную преступность — преимущественно за кражи и мошенничества.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова тоже подтвердила E1.RU, что в данном таборе не было случаев распространения наркотиков. Омбудсмен также держит ситуацию с переселением цыган на личном контроле.

На месте поселка к 2035 году должен появиться квартал с многоэтажками

Исследователи юридического университета также отмечают, что причина распространенности преступности обусловлена низким уровнем образования и слабой интеграцией в жизнь общества. Кроме того, есть эффект клеймения — часто работодатели не хотят иметь дел с цыганами.

— Они не могут полностью встроиться в российское общество из-за своего закона. Как они сами объясняют, цыгане (в частности сербияне, которые живут в таборе) не могут отступить от традиций, их воспитывают по древнему цыганскому закону. Это проявляется даже в именах: во внешнем мире цыгане представляются иначе, у них может быть до трех-четырех имен на разные случаи жизни. Кроме того, по цыганскому обычаю нельзя жить в многоэтажных домах, чтобы над головой мужчины не ходила женщина, поэтому они живут только в [частных] домах, а вторые этажи если и есть, то нежилые, «муляжи», — пояснил автор книги «Криминолог вокруг света» и большой друг табора Данил Сергеев. — Представителей народа рома связывает с окружающим миром часто только школа, поэтому мы не знаем их устоев ровно настолько, насколько они не знают наших. По-настоящему узнать цыган можно только рядом с ними: они все сплошь музыкальны, гостеприимны, внутри семей развиты уважение к старшим, понимание особой ценности общения с близкими.

Второй этаж в цыганском доме обычно нежилой

Напомним, ранее екатеринбургские цыгане попросили о встрече и помощи в оформлении участков у мэра. В городской администрации согласились побеседовать с представителями табора.

Посмотрите репортаж из приговоренного к сносу цыганского поселка, где местные жители рассказывали о своих традициях. Читайте также, как в таборе празднуют Пасху.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления