На любой яд всегда находится свое противоядие. Едва спецы усовершенствуют противоугонную систему, как автоугонщики уже работают над тем, как взломать новинку. Не успеют подразделения ГИБДД обеспечить инспекторов дорожно-патрульной службы современными радарами, как фирмы-изготовители запускают в производство подспорье для автолюбителей — антирадары.
Сезон активного спроса на радар-детекторы, в народе называемые «антирадарами», начинается в мае, когда автолюбители только вынашивают планы отправиться на машине в отпуск, и заканчивается в октябре. Все предельно просто. Скоростной режим на трассах инспекторы ГИБДД чаще всего контролируют при помощи мобильных радаров. А обнаружить инспектора
с радаром водителю как раз и помогает радар-детектор. Принцип его работы основан на том, что он настраивается на определенную радиочастоту и улавливает радиоволны, которые излучает радар.
Принципиально существует два типа радар-детекторов — пассивные и активные. Пассивные — это по сути дела приемники, улавливающие радиосигнал и предупреждающие о том, что впереди находится инспектор с радаром. Активные — это устройства, которые в прямом смысле слова являются антирадарами, поскольку они блокируют показания радара, создавая высокомощные помехи в определенных спектрах радиочастот, либо поглощают этот сигнал и модулируют ответный, по мощности превосходящий оригинальный от пеленгующего радара. В результате их действия пеленгующий радар ГИБДД не будет выдавать вообще ничего или выдаст тот результат, который смодулировал антирадар.
Так вот, на территории Российской Федерации и бывших стран Советского Союза разрешено использование только пассивных радар-детекторов. И официально разрешены к продаже только радар-детекторы, оповещающие при помощи звукового сигнала и световой индикации о приближении к пеленгующему радару.
Сейчас автолюбителям предлагаются радар-детекторы, работающие на 3-х частотах — в Х-, К- и лазерном диапазонах. На вооружении же инспекторов ДПС, если брать в частности Свердловскую область, находится пять марок пеленгующих радаров — «Радис», «Искра», «Искра-Видео», «Визир» и «Беркут». Все они работают в К-диапазоне. Поэтому любой радар-детектор способен уловить исходящий от них сигнал.
Однако модельный ряд радар-детекторов у торгующих фирм (в Екатеринбурге это «Радис С» и «Антирадары на Урале»), как и их цена весьма разнообразны. Стоимость колеблется от 2-х до 12 тыс. руб.
и зависит от фирмы-производителя и набора функций. Более дешевые — японские Super Cat (3750-5700 руб.) и корейские Stinger (от 3400 до 5950 руб.). Более дорогие радар-детекторы американской сборки Whistler (от 4650 до 12500 руб.). Цена обусловлена качеством их работы — чем дороже радар-детектор, тем он совершеннее, практически не срабатывает на посторонние шумы и максимально быстро осуществляет цифровую обработку поступающей информации. В городе чаще всего самые простенькие радар-детекторы срабатывают на автоматические двери в супермаркетах, поскольку они работают на аналогичной радиочастоте. На трассе посторонние шумы создают ЛЭП и радиостанции. Чтобы уберечь свои нервы от постоянного пиликания при ложных срабатываниях (а самые дешевые радар-детекторы до сих пор могут реагировать на сотовые телефоны, хотя производители активно борются с этим недостатком), продавцы рекомендуют покупать модели в среднем ценовом диапазоне.
Однако и самый дорогой радар-детектор при определенных обстоятельствах не убережет водителя, превышающего скорость, от неприятной встречи с инспектором и штрафа за нарушение скоростного режима, который доходит до 2500 руб. Несмотря на то, что имеет ряд преимуществ перед радаром-пеленгатором ДПС. Во-первых, по дальности действия: у инспектора прибор срабатывает на расстоянии 200-700 м, автомобильный «антирадар» начинает сигнализировать на расстоянии 1-3 км от источника излучения. Во-вторых, милицейский радар срабатывает только в поле прямой видимости, поскольку принимает излучение, отраженное от идущего автомобиля, автомобильный радар-детектор улавливает сигнал напрямую. Однако, если инспектор «выстрелит» во впереди идущую машину, то вы успеете сбросить скорость, если же непосредственно в ваш автомобиль — можно уже не дергаться, отвертеться от ответственности не удастся. Как не удастся перехитрить и стационарные радары. У них совершенно другой принцип работы: как правило, на высоких фермах над трассой на некотором расстоянии друг от друга устанавливаются две камеры, каждая из которых фиксирует положение автомобиля в определенный момент времени и вычисляют его скорость математическим путем. Такие камеры, например, установлены на выезде из Екатеринбурга при движении в сторону Сысерти.
Что же касается установки радар-детекторов, то это дело одной минуты. Аппарат на присосках крепится, как правило, на лобовое стекло автомобиля, подзарядка идет через прикуриватель. Некоторые модели имеют дополнительный кабель, который можно подключить к другим источникам питания, например, непосредственно к аккумулятору. Демонтировать такое устройство в том случае, если вы едете по территории страны, где использование радар-детекторов запрещено, не составит труда.
СПРАВКА
Некоторые страны, в которых запрещено использование «антирадаров»: Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Дания, Испания, Бельгия, Венгрия. В большинстве американских штатов, Турции, Германии, Болгарии использование радар-детекторов законом не возбраняется.
МНЕНИЕ
Денис Истомин, руководитель установочного центра «Радис-С»:
— Радар-детектор — это дополнительное оборудование. Его установка не требует никаких изменений в конструкции автомобиля. Поэтому не вызывает претензий ни со стороны автосалонов-дилеров, ни со стороны автоинспекции. А вот окупаемость прибора на трассе даже протяженностью 1000 км — стопроцентная. Особенно при движении по Тюменскому и Челябинскому трактам, где встречается очень много знаков ограничения скорости.
МНЕНИЕ
Сергей Минин, старший юрисконсульт Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области:
— В установке радар-детектора даже есть определенный плюс. Допустим, водитель торопится, превысил скорость. Какая разница, «моргнут» ему идущие навстречу автомобили либо его предупредит радар-детектор. Основная цель достигнута — он сбросит скорость. Ведь перед инспектором ДПС не стоит задача наказать водителя. Цель Госавтоинспекции — контролировать соблюдение правил дорожного движения и порядок на дороге. С другой стороны, каждый водитель, поставивший себе радар-детектор, должен понимать, что на скорости 150 км/ч он может и не доехать до нужного места. Мало того, что сам не доедет, так по его вине еще и другие люди погибнут. Ведь ограничения скорости введены не для того, чтобы инспектор штрафовал за превышение скоростного режима. Это сделано для безопасности дорожного движения, и в первую очередь — для собственной безопасности автолюбителей.
Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»