Историческая глыба
Даже человек, ничего вокруг себя, кроме автомобилей, не замечающий, может прослыть заядлым музейщиком. Правда, зарабатывать такую славу проще всего в Германии – именно там располагаются самые известные собственные музеи грандов европейского автопрома. Сравнительно недавно в Штутгарте появился еще один повод для визита настоящих поклонников немецкой промышленности – полноценный музей марки Porsche.
Глыба стали и бетона возвышается именно там, где положено – на Поршеплатц, в Цуффенхаузене, промышленном районе Штутгарта. Открыт музей был чуть более года назад, а до того момента компании особо нечем было похвастаться. Точнее, похвастаться-то как раз было чем, но негде было выставлять. На территории завода размещалась небольшая выставка, открытая еще в 1976 году, плюс была у «Порше» и передвижная экспозиция Rolling Museum, колесившая по всему миру. И вот – историческое наследие марки обрело постоянный дом.
Впечатления посетителя музея начинаются с момента выхода на площадь Поршеплатц: уже само здание музея представляет собой уникальный образец инженерного искусства. Внутри него на нескольких уровнях, прихотливо переплетающихся между собой – несколько тематических экспозиций.
Во главе угла, конечно, автомобили, начиная с тех времен, когда Фердинанд Порше, легендарный конструктор и отец-основатель еще не имел привычки давать своим разработкам собственную фамилию. Естественно, не обошлось в музее Porsche и без автомобиля марки Volkswagen. Точнее, прототипа – как известно, именно Порше создал машину, пересадившую на колеса всю Германию. «Фольксваген Жук» - один из первых экспонатов, встречающих посетителей музея в самом начале программы.
Огромная часть музея посвящена спортивным победам Porsche и, естественно, автомобилям, их заработавшим. Заводские спортсмены участвовали практически во всех заметных соревнованиях двадцатого века. В музее выставлен даже тот самый Porsche 959, принесший марке победу в несвойственном Porsche рейде – в марафоне «Париж-Дакар» 1986 года. Естественно, в музее можно увидеть болиды, построенные в разные года для гонок Targa Florio, Canada America, суточного марафона Ле Мана – включая знаменитый 1200-сильный Die Hard, Porsche 935/78 Moby Dick, развивавший около тысячи «лошадей», автомобили Вальтера Рерля… Поклонникам истории знаменитой марки, могущим спросонья перечислить все 28 тысяч спортивных побед Porsche, будет на что посмотреть и чему помолиться.
Отдельной строкой в музее Porsche проходят заводские прототипы – автомобили, на которых обкатывались технологии производства и изучалась реакция публики на отдельные новшества. Более того – музей, по сути, и начинается с прототипа! Кроме всего прочего, можно посмотреть на первый опытный экземпляр «Бокстера», концепткар Panamericana – оказывается, в Porsche давным-давно думали о спортивном внедорожнике... Да и корни нынешней Panamera – тоже глубоко в прошлом.
Естественно, не могла остаться без внимания самая известная модель Porsche – истории и эволюции 911-го и его самых мощных гражданских турбо-модификаций тоже посвящены отдельные выставочные линии.
Музей Porsche – это не только исторические автомобили и более компактные экспонаты, двигатели и трансмиссии. Это еще и уникальная медиа-тека, и концертная площадка, и уникальная мастерская. Далеко не все экспонаты попадают в музей прямо с конвейерных линий, многие приходится восстанавливать, и этим занимаются заводские реставраторы. Одна стена мастерской – полностью прозрачна, и за работой специалистов-реаниматоров может наблюдать любой желающий. Ушлые немцы именно около этой стены разместили одну из музейных забегаловок… Есть в стенах музея и полноценный ресторан, названный почему-то Christophorus, и, само собой, магазин сувениров.
Понятно, что историю любимой марки можно изучить и по материалам из глобальной сети. Но возможность самому прикоснуться к этой истории (прикоснуться, конечно, фигурально – как в любом музее, экспонаты трогать руками не рекомендуется), вдохнуть уникальный воздух, стоит гораздо больше, чем цена музейного билета.
Посещение музея для екатеринбуржца, как и для туриста из любой другой страны, оказавшегося в Штутгарте, проблем не составляет. Запомнить адрес проще простого: Поршеплатц, 1. С центрального вокзала Штутгарта до «площади Порше» можно добраться и поездом S-bahn.
Входной билет в Porsche Museum стоит 8 евро, детей до 14 лет пустят бесплатно – в сопровождении взрослого. Тем, кто бывает в Штутгарте регулярно, посоветуем приобрести абонемент (16 евро на полгода, 32 – на год), так как экспозиция регулярно обновляется. Кстати, имейте в виду, выходной день – понедельник.
Константин Дроздов, посетитель музея Porsche:
- Фантастическая архитектура. Мне, как строителю было очень интересно, как так они с бетоном поработали. Здание само по себе может быть туристическим объектом. Однако музей не слишком большой, занимает два этажа, хотя экспозиция меняется – допустим, в прошлый раз я смотрел на пять поколений 911 Turbo, а сейчас на этом месте стоят другие машины. Думаю, в заводских запасниках куда больше машин, чем помещается в музее.
Стояла там совершенно жуткая последняя модель 917-х из тех, что в Америке гонялись, очень интересный прототип «Бокстера»… С большим удовольствием рассмотрел «живой» 550 Spyder, очень интересно вблизи разглядывать лемановские прототипы. Стоит там еще и Harley Davidson V-Rod, построенный совместно немцами и американцами. Я теперь на своем «Харлее» хочу написать что-нибудь типа «powered by Porsche».