Прокол бескамерной шины иногда не сразу найдешь - разве выдаст торчащая шляпка гвоздя или самореза. Но не спешите его вытаскивать: пока гвоздь на месте, бескамерная шина, в отличие от камерной, теряет воздух очень медленно. Если ее периодически подкачивать, можно ездить месяцами. Только эта железка при качении колеса трет проволочки корда. А их роль та же, что у спиц в велосипеде: если лопаются, колесо «идет винтом». Губит проволочки и коррозия, поэтому затягивать с ремонтом нельзя. Поэтому давайте о современных способах экспресс-ремонта шин.
Бывает, быстро найти прокол не удается. Нужно смочить шину водой – на дырку укажут пузыри. В дороге, если воды нет, выручит незамерзайка для стекол.
Одно из достоинств бескамерного колеса как раз в том, что прокол можно закупорить уплотняющим жгутом, ничего не разбирая. Мало того, переднее колесо можно и не снимать – достаточно вывернуть руль в сторону и поддомкратить машину. Остается только выбрать подходящий ремонтный жгут, которых сейчас в продаже предостаточно.
Рассмотрим варианты.
Кордовый
Самый распространенный – кордовый жгут. В его составе нейлоновое волокно, пропитанное бутилкаучуком, на ощупь липким. Для установки жгута нужны два шила – спиральное и установочное. Первым шилом прокол следует прочистить от грязи.
Ввинчиваясь, оно несколько расширяет отверстие и раздвигает проволочки металлокорда, не повреждая их. Затем в установочное шило продеваем жгут и вставляем его в покрышку на 3–4 см. Выдергиваем шило, жгут остается на месте. Излишки отрезаем, оставив над протектором 2–3 мм. Накачиваем колесо, ставим на место – можно ехать. Достоинства этого способа – простота и дешевизна. Ремонтная аптечка, в которую входят несколько жгутов и два шила, стоит 150–200 руб. Если покупать отдельно, то полсотни жгутов обойдутся в 280–300 руб., а два шила с удобными Т-образными рукоятками – по 150 руб. за каждое.
Главный минус – недолговечность. Месяцев через пять жгут, подсохнув, бывает, начинает помалу травить воздух – с потерей до 0,2 бар в неделю.
Резиновый
Более надежен резиновый жгут с адгезионной оболочкой. Технология схожа с предыдущей, но есть и особенности. Пользоваться шилом в виде рашпиля не рекомендую: при обработке отверстия оно не протискивается между нитями металлокорда, обрывает их, а жгут при установке режется об острые концы.
Вместо прямого вводного шила в данном случае удобнее приспособление с боковым выходом. Перед установкой жгут намазываем клеящим составом, который вступит в реакцию с адгезионным слоем. Клей берем рекомендованный производителем жгута.
Главное достоинство резины – герметичное уплотнение. Недостаток – общий для всех жгутов: каркас шины поврежден, а заплатой изнутри не усилен.
Ошибки при использовании нежных резиновых жгутов (например, их повреждение при установке) стимулировали разработку усиленных жгутов.
Усиленный
В их основе нейлоновый корд, снаружи – адгезионный слой. Рекомендации по установке те же, что для обычных резиновых. Клей – согласно инструкции! Усиленные жгуты несколько дороже резиновых, зато надежней. Но и они не дают вечной гарантии.
Якорь
Наиболее качественный «безразборный» ремонт проколотого колеса обеспечивает вставка. Иногда ее называют «якорем», поскольку боковыми кромками изнутри она усиливает беговую дорожку протектора. Материал – пористая резина, покрытая адгезионным слоем.
Для подготовки отверстия нужна особая фреза диаметром 6 мм, не повреждающая корд, а для установки – шило с боковым выходом. При точном соблюдении технологии фирма гарантирует надежность соединения на весь срок службы шины.
Заметим, что жгуты и вставки не предназначены для ремонта боковин шины. Если у вас именно этот случай и ремонт на первый взгляд оказался успешным, при первой же возможности отремонтируйте шину на сервисе или самостоятельно, полноценной заплаткой или грибком.