E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

1 м/c,

ю-з.

734мм 35%
Подробнее
5 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Реклама
Мой дом Полезные статьи Как доктор прописал

Как доктор прописал

Ровно год назад один мой знакомый попал в пренеприятнейшую ситуацию. В начале декабря, когда температура воздуха за ночь резко понизилась до -10С, он, как обычно, отправился с утра на работу. И вдруг его новенькая Audi Q7 начала глохнуть. Причина выяснилась быстро. На заправке ему «подсунули» летнее дизельное топливо. С горем пополам доехав до подземного паркинга, он отогрел машину, купил и залил в бак специальную присадку, чтобы растопить парафин. И только после этого машина перестала давать сбои. В преддверии суровых уральских морозов мы решили выяснить, каким дизелем заправляют на наших АЗС, какое масло продается в магазинах и где можно сделать анализ горюче-смазочных материалов, чтобы определить состояние двигателя и топливной системы автомобиля. С работой эксперта по ГСМ знакомилась директор по продажам журнала «ГАИ» Ольга Павлова.

Академия топливных наук

Помещение, куда мы приехали на личном опыте убедиться, какие масла и топливо заливают в наши машины, больше напоминало лабораторию какого-нибудь НИИ при академии наук. Везде стояли стеклянные пробирки, пластиковые бутылки с отобранными для анализа пробами и с десяток мирно гудящих приборов.

Напоминало стажировку «зеленого» студента-химика и мое обучение. Надев белый халат и накинув поверх шубу, первым делом я отправилась на улицу, чтобы по-честному взять пробу масла из автомобиля директора компании Николая Смердова. На несколько часов он, инженер-механик по образованию и профессиональный эксперт по горюче-смазочным материалам, стал моим учителем.

Задачи у нас были разные. Николаю Ивановичу хотелось показать в работе как можно больше приборов и донести до меня одну единственную мысль: химический анализ топлива и масла в автомобиле нужно проводить не тогда, когда «пациент» неизлечимо болен, а пока он «еще жив». То есть делать с той же регулярностью, с какой любой нормальный человек, заботящийся о своем здоровье, проходит профилактический медосмотр. Как по анализу крови врач ставит диагноз человеку, так и по анализу масла (крови автомобиля) автоэксперт выносит заключение о состоянии работы его двигателя, топливной системы, масляных и топливных фильтров. Поэтому Николай Иванович гонял меня от прибора к прибору, запустив параллельно измерения по нескольким параметрам.

У меня, в последний раз соприкасавшейся с химией еще в школе, была совсем другая задача: продраться сквозь дебри специфических терминов к сути — о чем сигнализируют автолюбителю все эти цифры измерений. Сделать это было непросто: главный эксперт и два его помощника-лаборанта просто засыпали меня выражениями типа «кулонометрическое титрование по методу Карла Фишера», «гидрокрекинговая очистка», «частицы от двух до 100 микрон в восьми диапазонах», «предварительное заключение сделано органолептическим методом» и т.д., и т.п. Понимая, что за два часа просто немыслимо разобраться во всем этом, я сосредоточилась не на понимании происходящих химических процессов, а на их результатах.

Масло масляное

Итак, сначала мне предстояло проверить отобранную пробу масла на его соответствие заявленным производителем параметрам. Да-да, согласно аннотации на канистре, его вязкость по SAE 5W30 должна обеспечивать температуру застывания не менее –35С. Это значит, что производитель гарантирует безболезненное его использование до температуры окружающего воздуха –35С. А вот какова реальная температура застывания и вязкость масла, мы должны были определить с помощью вискозиметра и измерителя низкотемпературных характеристик.

Сама процедура измерения проста: набираю масло в шприц, медленно ввожу его в аппарат, нажимаю кнопку Start — процесс пошел. Умная австрийская техника делает все сама: сначала нагревает содержимое до +40 градусов и производит измерение, потом — до +100ºС с последующим измерением. Затем прибор делает перерасчет индекса вязкости и выдает значение плотности масла. На все про все уходит минут 10–15.

Об окончании измерений прибор сообщает — начинает пищать. Словно настоящий лаборант, я переписываю в журнал регистрации все значения, а вот их интерпретацию может дать тут только один человек — Николай Иванович. Итак, вискозиметр показал, что масло действительно соответствует заявленным характеристикам. А попутно, определив индекс его вязкости, прибор рассказал нам, что это масло относится к I группе базового масла, самой худшей. Кстати, различные приборы в этой «лаборатории» способны взломать все показатели масел, даже те, которые закрыты производителем. Замеры щелочного и кислотного числа, индекса вязкости и прочего позволяют определить реальные характеристики масла, наличие в нем тех или иных присадок, химических соединений.

Спектральный анализ

Дальше мы переходим в следующую комнату, где установлен прибор для спектрального анализа. Тоже импортный — американский, и очень дорогой — стоимостью примерно с трехкомнатную квартиру улучшенной планировки со встроенной мебелью. В этой «лаборатории» вообще практически нет отечественной техники. Почему — вопрос праздный. Какая-то аппаратура просто не производится. А те приборы, которые выпускаются, очень сильно уступают своим импортным аналогам и в точности измерений, и в удобстве их проведения. Вот только один пример.

В комнате стоят еще два аппарата (отечественный и импортный) для измерения температуры вспышки масла. Это еще один важный показатель: он в дополнение к анализу вязкости масла позволяет выявить проблемы, которые возникли в автомобиле. Увеличение температуры вспышки в сравнении с заявленной производителем говорит о том, что в масло попали вода и грязь. Уменьшение может сигнализировать о том, что в масло попадает топливо. А значит, водителю надо срочно ехать в сервис и делать диагностику топливной аппаратуры. Так вот, для анализа в импортный прибор требуется залить 2 мл масла, в отечественный — 70 мл. Чувствуете разницу? Я не почувствовала, поскольку училась проводить измерения только на импортной технике.

Но вернемся к спектральному анализу. Масло собирает в себя информацию о работе движка и топливной системы автомобиля, а спектральный анализ позволяет разложить ее по полочкам. Процесс заведения в программу всех данных и по маслу, и по автомобилю, из которого мы взяли пробу, занял примерно столько же времени, сколько и сам анализ, который тоже делается автоматически. Ну а результаты оказались обнадеживающие. Поскольку мы залили в аппарат новое, мало работавшее масло, то продуктов износа металла в нем не обнаружилось. Зато анализ показал, что в масле присутствует весь необходимый пакет присадок — противозадирная, противоизносная. А наличие небольшого количества кремния предупредило о том, что в масло вместе с воздухом уже попали пыль и грязь. Возможно, стоит поменять воздушный фильтр или хотя бы подтянуть хомутики на резиночках. Гораздо хуже была ситуация для владельца новенького Porsche Cayenne, который пару месяцев назад обратился в эту компанию. Тогда спектральный анализ показал, что в масле присутствуют продукты металлоизноса, из чего был сделан вывод — идет износ поршневой группы. Подтвердил это и результат исследования через видеочек камеры сгорания. Как выяснилось позже, проблема была в двух неработающих насос-форсунках двигателя. На основании выданного экспертом компании заключения автовладельцу по гарантии заменили двигатель. Целиком.

Дизель «намба ван»

Анализом масла мое обучение не ограничилось. Мы воспользовались отобранными раньше пробами дизельного топлива и проверили их на наличие воды; на немецком счетчике посчитали инородные частицы (проверили чистоту); определили температуру помутнения, при которой происходит та самая парафинизация дизельного топлива, с которой в прошлом году «прилип» мой знакомый. С этим все было нормально: проба с одной из городских АЗС показала, что нашим водителям предлагают чистое зимнее топливо. Крупных частиц (более 5 микрон), которые бы как наждачная бумага действовали на топливную систему, в нем не обнаружено. Температура его помутнения -27С, а температура фильтруемости -29С. А это значит, что оно еще будет вполне себе нормально работать при понижении температуры воздуха до -29С.

Грустно мне стало тогда, когда мы проверили этот образец на наличие серы. Специальный прибор показал, что в нашем дизеле ее процентное содержание составляет 447 единиц. Согласно евростандарту, это соответствует второму классу топлива, которое рекомендовано к применению для двигателей Евро 1. В этом и заключается парадокс: на нашем рынке продаются дорогие дизельные иномарки с двигателями стандарта Евро 4 и Евро 5. Для них, согласно нормам, подходит топливо пятого и шестого классов, в котором практически отсутствует сера. А на отечественных заправках можно залить только один вид дизеля, подходящий для двигателя Евро 1. Не зря все-таки многие автопроизводители не решаются выпускать на российский рынок дизельные версии своих машин.

Материал предоставлен журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления