E1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+12°

ясная погода, без осадков

ощущается как +11

1 м/c,

ю-в.

734мм 44%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Реклама
Мой дом Полезные статьи Битвы профессионалов

Битвы профессионалов

Нередко участниками дорожно-транспортных происшествий становятся профессиональные водители общественного транспорта - рейсовых автобусов и маршруток. Особенность таких аварий - большое количество пострадавших, включая пассажиров. А еще - "исчезновение" водителей, которые должны нести ответственность за нарушения правил, спровоцировавшие аварии. В причинах и последствиях ДТП с общественным транспортом разбиралась Татьяна Пискунова, журнал "ГАИ".

Дорожная коллизия

Дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта происходят по несколько раз в неделю. Сталкиваются автомобили и автобусы, на трассе переворачиваются маршрутки. Мы проанализировали итоги только одного месяца, марта, который стал одним из самых тяжелых с начала 2013 года. По количеству аварий и пострадавших в них людей мартовская статистика больше напоминает сводку с арены боевых действий, а в общей таблице распределения ДТП по типам УГИБДД по Свердловской области в этом году появилась новая строка - падение пассажиров. Речь идет как раз о них, пассажирах общественного транспорта, которые становятся невольными жертвами водителей-нарушителей.

Как и при любых ДТП, в авариях с участием общественного транспорта бывает весьма трудно определить, кто действительно является виновником аварии. При малейшей возможности каждый водитель утверждает, что именно он ехал на разрешающий сигнал светофора, это его подрезали или не пропустили, когда он отъезжал от остановки. Да и пункт 18.3 Правил дорожного движения, разъясняющий положение о приоритете маршрутных транспортных средств, дает почву для споров. С одной стороны, он предписывает рядовым водителям "уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки" в населенных пунктах. Но тут же следует напоминание уже водителям общественного транспорта, что они "могут начать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу".

Такие коллизии становятся головной болью для сотрудников ГИБДД при разборе дорожных происшествий. И если в авариях без пострадавших виновными могут быть признаны оба водителя, то в ДТП с нанесением тяжкого вреда здоровью человека следователь обязан установить единственного виновника аварии, который и понесет за это уже уголовную, а не административную ответственность (нарушение ПДД, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, регламентируется статьей 264 УК РФ).

Не последнее слово

О сложности расследования таких дел расскажем на примере дорожного происшествия, случившегося прошлым летом. Кто стал виновником той аварии, следователи разбираются до сих пор. 25 августа на Сибирском тракте у остановки "Психбольница" столкнулись рейсовый автобус и автомобиль MAN. Автобус отъезжал от остановки и практически занял свой ряд, когда в его заднюю часть въехал грузовик. От удара автобус скатился с проезжей части в правый кювет и налетел на дерево. Все находившиеся в салоне пассажиры упали, получив травмы различной степени тяжести. В общей сложности в этом ДТП пострадали 13 человек, включая водителей автобуса и автомобиля MAN.

Кто является виновником аварии? Водитель автобуса, который, отъезжая от остановки, не убедился в безопасности своего маневра, или же водитель грузовика, который не пропустил автобус и не соблюдал при движении безопасную дистанцию? Ситуация осложняется тем, что управлявший грузовиком мужчина вообще отказался давать показания. Сотрудникам ДПС, прибывшим на место происшествия, даже показалось, что он находится в неадекватном состоянии, возникло подозрение, что это состояние наркотического опьянения. Водитель MAN был направлен к врачу-наркологу, который, однако, установил, что он трезв. Такова шоковая реакция на случившееся.

Не удалось эксперту определить и скорость автомобиля, поскольку следов торможения на месте ДТП не было. Спасительным кругом могут стать данные с видеорегистратора, которые предоставил один из проезжавших мимо водителей. Запись оказалась качественной, полной и свидетельствует, что автобус успел отъехать от остановки на достаточное расстояние, более 10 м, когда ему в заднюю часть въехал грузовик. Вероятнее всего, виновным в аварии может быть признан водитель авто. Последнее слово скажут следствие и суд.

Качественное доказательство

Нужно отметить, что видеорегистраторы становятся все более весомым подспорьем для водителей, сотрудников ГИБДД и следователей. Как говорят специалисты, занимающиеся разбором дорожных происшествий, уже не одному водителю видеозапись помогла подтвердить свою невиновность. Сейчас, например, изучаются записи с видеорегистраторов, предоставленных очевидцами столкновения двух автобусов в Верхней Пышме, которое произошло 2 марта. Возможно, они также позволят установить причину ДТП, в котором пострадали 10 пассажиров. Как рассказал водитель автобуса Hyundai, он столкнулся со встречным автобусом НефАЗ, потому что ему помешал автомобиль ВАЗ-2107, двигавшийся в попутном направлении. Водитель семерки периодически обгонял автобус и неожиданно начинал тормозить перед ним, вынуждая и водителя пассажирского транспорта резко нажимать на педаль тормоза. При очередном таком маневре водитель Hyundai не справился с управлением и допустил столкновение со встречным автобусом.

А вот водитель другого автобуса, который 5 марта столкнулся на перекрестке улиц Посадская и Репина в Екатеринбурге с 14 моделью ВАЗа, напротив, после аварии постарался побыстрее убрать видеорегистратор, который находился на лобовом стекле Isuzu. Оба водителя утверждают, что проезжали перекресток на зеленый сигнал светофора. Запись с видеорегистратора, по понятным причинам, вряд ли будет предоставлена дознавателям. В установлении всех обстоятельств ДТП и определении виновника аварии могут помочь два свидетеля, которые подтверждают слова водителя легковушки.

К счастью, в аварии на перекрестке находившиеся в салоне автобуса пассажиры не пострадали. Но в целом статистика малоутешительна: по итогам трех месяцев 2013 года в Свердловской области по вине водителей автобусов произошло 27 дорожных происшествий, в которых один человек погиб и 53 были травмированы. Это почти в два раза больше, чем годом ранее: за аналогичный период 2012 года по вине водителей автобусов произошло 26 ДТП, в которых 31 человек получил травмы. При снижении общего количества ДТП, которое фиксируется на российских дорогах, тяжесть их последствий неуклонно растет. И эта устойчивая тенденция не может не настораживать. Особенно в отношении общественного транспорта, перевозящего значительное число пассажиров. И наибольшие опасения связаны с тем, что за рулем автобусов и маршруток, занимающихся коммерческими перевозками, все чаще появляются мигранты из ближнего зарубежья, которых в случае ДТП крайне сложно привлечь к ответственности. Да и их поведение на дороге вызывает определенные сомнения в законности получения водительских удостоверений.

Маршрут нарушений

Практически ежедневно сотрудники технического надзора УГИБДД Свердловской области проводят проверки общественного транспорта. Их результаты показывают, что так называемые профессиональные водители, которые получают соответствующую категорию и допускаются к перевозке пассажиров, сплошь и рядом нарушают ПДД. Нарушения исчисляются сотнями. Помимо традиционной высадки людей на проезжую часть, разговоров по мобильному телефону, непропуска пешеходов, это и проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора, и выезд на полосу встречного движения - грубейшие нарушения, которые могут привести к страшным авариям. И уже привели: в этом году в результате выезда автобуса на "встречку" пострадали сразу 12 человек.

Кстати, во время одного из проверочных рейдов, который прошел 3 апреля, ни один водитель 08 и 19 автобусного маршрутов (Улица 40 лет ВЛКСМ - улица Машиностроителей и метро "Площадь 1905 года" - Химмаш) не смог проехать весь путь без нарушений. А водитель 08 маршрута и вовсе был доставлен в отдел полиции для разбирательства, поскольку предъявленное им разрешение на работу имело признаки подделки.

Специалисты, занимающиеся разбором дорожных происшествий с пострадавшими, давно били по этому поводу тревогу и призывали ужесточить правила приема на работу водителей общественного транспорта. Судя по количеству пострадавших в авариях людей, их призывы были своевременны и обоснованны. И, наконец, законодатели услышали специалистов. 14 мая были опубликованы поправки к Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", согласно которым к работе водителями будут допускаться только лица, имеющие российское национальное водительское удостоверение. Подождать осталось полгода: эти поправки вступят в силу через 180 дней после дня официального опубликования.

Комментарий специалиста

Анна Соколова, майор полиции, старший инспектор по исполнению административного законодательства и розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу:

- Что касается ДТП на Сибирском тракте, без записи с видеорегистратора сложно было бы определить, кто виноват. Повреждения передней части автомобиля MAN, как и задней части автобуса были незначительны. Все травмы люди, в основном, получили при столкновении автобуса с деревом. А нарушение можно было усмотреть как со стороны водителя автобуса, так и со стороны водителя грузовика. Несмотря на требования пункта 8.1 ПДД, обязывающего автолюбителей пропускать общественный транспорт, отъезжающий от остановки, а водителей автобусов - убедиться в том, что их пропускают, одна и другая сторона правила игнорируют.

Кроме того, зачастую маневры водителей автобусов вводят других участников дорожного движения в заблуждение. Объясню, о чем идет речь. Автолюбители, вопреки правилам, часто ставят свои автомобили у обочины вблизи остановок. Это вынуждает водителей автобусов, троллейбусов и маршрутных транспортных средств при начале движения от остановки сразу же перестраиваться на соседнюю полосу. Объезжая припаркованные автомобили, они фактически разворачивают свои ТС поперек проезжей части. Едущим сзади водителям эти припаркованные автомобили не видны, и они не могут спрогнозировать ситуацию, не могут предположить, что автобус выедет на вторую полосу. Это одна из причин, по которой водители часто не пропускают маршрутные ТС.

Наконец, существует еще одна проблема, которая проявилась и в данном случае. Водитель автобуса, попавшего в ДТП на Сибирском тракте, также получил травмы. Внешне они никак не проявились. Но когда он прибыл в ГИБДД для оформления происшествия, почувствовал себя плохо. Инспекторы вызвали скорую помощь и направили его в 36 больницу. Там его осмотрели врачи, взяли кровь на анализ, чтобы выяснить, не находится ли он в состоянии алкогольного опьянения. Водитель оказался трезв, от госпитализации отказался и покинул больницу. Насколько серьезными были его травмы, так и не установлено. В его отношении судмедэкспертиза не проводилась по объективным обстоятельствам - покинув больницу, он исчез.

И это устойчивая тенденция. Все ДТП, случающиеся с транспортом под управлением мигрантов, отличаются одним: после аварии их водители, как правило, исчезают. Несмотря на то что у них изъяты водительские удостоверения, они уезжают к себе на родину.

Ну а в ДТП на Сибирском тракте по результатам судебно-медицинской экспертизы, назначенной в отношении всех пострадавших, две женщины получили тяжкий вред здоровью. У одной был перелом челюсти со смещением, у второй - перелом ключицы со смещением. Соответственно, производство по делу об административном правонарушении по признакам статьи 12.24 КоАП РФ ("Нанесение легкого и среднего вреда здоровью") было прекращено в связи с тем, что в действиях водителя усматриваются признаки состава уголовного преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ. Материал был направлен в следственный отдел по расследованию ДТП ГУВД по Свердловской области. Возбуждено уголовное дело.

Материал подготовлен журналом "ГАИ".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления