На Иннопроме сегодня презентовали проект центра "Эрмитаж-Урал", который планируют открыть на Вайнера в том здании, где сейчас расположен музей ИЗО. Здесь во время Великой Отечественной размещались фонды Эрмитажа и работали его сотрудники. "Мемориальная" комната с рабочей обстановкой станет одним из мест экспозиции центра.
В здании на Вайнера второй этаж занимает экспозиция музея ИЗО, а первый и цокольный – реставрационные мастерские и музейные фонды, сюда зрителям нельзя. Как рассказал директор музея ИЗО Никита Корытин, для переноса мастерских и музейных фондов музей получит здание за бывшим "Детским миром" – по адресу Вайнера, 16б.
– Каждый год сюда приходили пожарные и выдавали предписания, чтобы мастерские отсюда убрали – но им в качестве подарка могли лишь повесить схему эвакуации, – пошутил архитектор нового проекта Владимир Каганович.
Но сейчас, говорит он, всё это действительно может готовиться к переезду: здание по адресу Вайнера, 16б (старое, с кирпичной кладкой 1911 года) будет реконструировано, хотя вообще-то хотели его убрать. К памятникам оно не относится, но его элементы в составе нового трёхэтажного здания, куда переедут музейные фонды, будут сохранены. Эскизный проект демонстрирует достаточно интересное архитектурное решение, сочетание старого и нового – в чём-то даже жаль, что за зданием Вайнера, 16 его с главной городской пешеходной улицы видно не будет.
Кроме того, у Вайнера, 16 есть "широко известная в узких кругах" достопримечательность – эвакуационная лестница, по которой нельзя никого эвакуировать. Сквозь неё проросло дерево, и с этим "арт-объектом" любят фотографироваться уральские проектировщики и строители. Его решено оставить тоже – эскизы тому свидетельство.
А в здание музея ИЗО на Вайнера, 11, будут приезжать время от времени лучшие полотна Эрмитажа. Отметим, это будет не филиал, а именно центр. Сейчас их во всём мире три: в Амстердаме – самый большой, в Выборге – самый маленький, и в Казани – самый близкий к нам, плюс в ближайшие годы, кроме Екатеринбурга, они появятся ещё в двух городах. Эрмитаж не тратит деньги на их обустройство, лишь предоставляя выставочный материал. Всё остальное обычно держится на энтузиазме властей города и области, где организуют центр – получая, соответственно, дополнительный туристический трафик. Также в их организации помогает федеральный бюджет. При этом требования к помещениям для размещения коллекций высокие.
– Сейчас главный вход в музей скорее напоминает пространство лестничной клетки – это не подходит будущему центру. Но справа от музея есть полупустая территория, на которой может хватить места даже для очереди, – отметил Каганович. – Здесь будет расположен новый главный вход в центр.
За самим зданием на Вайнера, 11, на месте двора и старых гаражей (это тоже арт-объекты, шутили создатели проекта, поскольку на них много граффити) будет возведён большой пристрой. Самое главное для инфраструктуры музея: в нём появятся новые широкие лестницы, эскалаторы, лифты – целых три способа добраться на любой этаж центра "Эрмитаж-Урал", абсолютно невозможные в здании самого памятника – поскольку оно памятник и там нельзя делать настолько глобальных изменений. А кроме того, туда переедут гардеробные, помещения для экскурсоводов и другие помещения, "отягощающие" старое музейное здание.
Ближайший пример похожей реконструкции – Музей архитектуры и дизайна на Плотинке: там двор тоже превратили в атриум с новыми пространствами. Да и вообще закрывать сверху и превращать дворы музеев в дополнительные площади – распространённая мировая практика (для примера можно взять Британский музей).
Снаружи – с Вайнера – всё это переустройство будет не особенно заметно – как и в случае со зданием для музейных фондов. А вот прозрачный "рукав", который запроектирован на уровне второго этажа музейного здания, как раз будет прекрасно видно с пешеходной улицы. В нём, скорее всего, появится кафе. Сквозь стекло будет видно, что люди там неплохо проводят время – и это, по замыслу авторов проекта, приблизит музей к людям и добавит посетителей. А ещё по реконструкции музея ИЗО в этом году защищали диплом: девушка-архитектор, автор проекта, предложила транслировать на поверхность перехода то, что происходит в залах (это можно увидеть на эскизе).
– Мы знаем, что это музей, но гости города могут об этом и не догадаться, – отмечает главный архитектор города Тимур Абдуллаев. – Сюда приходят только те, кто знает о музее. Рядом пешеходная артерия – и при этом полное отсутствие взаимной связи между ней и музеем. Здесь нужна правильная организация "приглашающего" пространства с сохранением исторического контекста, и я думаю, что решение найдено.
Присутствующий на круглом столе по центру "Эрмитаж-Урал" глава Минкульта области Павел Креков сообщил, что область будет помогать музею в закупке оборудования.