В Екатеринбурге на ВИЗе официально открыли детский центр совместного творчества "Развитие" для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей.
Под яркой вывеской в новом жилом комплексе на Репина – Заводской скрывается 400-метровое помещение, разбитое на несколько студий – для развлечения, творчества, обучения, развития моторных и социальных навыков.
Вообще в тестовом режиме центр работает с марта, и сюда уже записалось более сотни маленьких посетителей – рассчитан он на детей от 6 до 16 лет, и здесь ребёнок может под присмотром квалифицированных специалистов и психологов провести с максимальной пользой несколько часов в неделю.
Приглашаем и наших читателей прогуляться и осмотреться – что же за объект получил Екатеринбург.
Центр создавался при поддержке "Группы ЛСР" – застройщика ЖК "Флагман", в одном из зданий которого он и разместился. Всего здесь может заниматься до 150 до 200 детишек ежедневно (уже сейчас каждый день – около 50). В первой половине дня занимаются детки, которые в школу не ходят, и в это время здесь больше индивидуальных занятий. Вторая половина дня – время занятий в группах.
– Мы еще никому из тех, для кого центр был создан, не отказали, – рассказывает руководитель центра и известный екатеринбургский благотворитель Татьяна Флеганова, – сюда приезжают дети со всего Екатеринбурга – и даже городов-спутников.
На входе нас встречает жизнерадостная стойка с "цветной" навигацией для детей и родителей. Первым делом отправляемся в компьютерный класс.
На стенах уже видны несколько "дебютных" работ воспитанников центра. Основное отличие такой студии от обычной – в разнообразии мебели. Точнее, столы удобно приспособлены для маломобильных ребят, которые вынуждены передвигаться с помощью колясок – они выше, чем обычные. Сочетание мебели обычной и особой неслучайно – здесь могут заниматься вместе обычные и особые ребята, одновременно учась взаимодействовать и лучше понимать друг друга.
Переходим в театральную студию. Она совмещена со студией прикладных занятий, и это неслучайно.
– Здесь дети сами создают то, с чем будут взаимодействовать, начиная от идеи до результата, и тренируясь в целеполагании, – рассказывает Татьяна Флеганова. – Они не просто пришли и позанимались – они становятся творцами, участниками всего процесса.
Первые "плоды" того, что можно создать, а потом использовать в театре, уже заметны – это яркие самодельные птицы и жирафы, марионетки, которые умеют танцевать. Потом дело дойдет и до собственных декораций.
В центре нашлось место для зоны отдыха с детьми, где ребенка можно покормить. Особенно это важно для детей, кому не подходит любая еда, для тех, кому прописаны диеты и режим питания. О необходимости такой зоны Татьяна знает из собственного опыта – она тоже воспитывает особого ребёнка, для которого необходима безглютеновая и бесказеиновая диета.
– В детских центрах, где мы бывали с сыном, всегда было очень мало места, в основном комнаты для занятий. А ребёнок на особом питании – и мы приходили с приготовленными боксами. Но найти для приёма пищи комфортное пространство было очень трудно, – рассказывает она. – Поэтому у нас в центре есть место, где можно спокойно покормить детей. И родители этому рады.
По синим указателям приходим в студию прикладного искусства и лепки. Здесь в пристенных шкафчиках уже вовсю сохнут поделки из глины и теста. Создание такой поделки – процесс многосоставный: придумать, слепить, высушить, покрасить.
Переходим в универсальный спортивный зал. Пол и стены здесь мягкие – на стенах обшивка, как в американских спортзалах, потому что многих из воспитанников в буквальном смысле очень трудно остановить. На полу покрытие "ласточкин хвост" пружинит под ногами – тоже на случай падений. Сюда дети приходят не только заниматься, но и получить разгрузку после занятий.
– Это наша самая большая гордость, – рассказывает Татьяна Флеганова, показывая на разноцветную стенку для лазания, – у обычных детей редко возникает проблема с координацией, куда поставить руку, а куда ногу. А вот у детей с расстройствами аутистического спектра это встречается довольно часто. Идет "разбалансировка" – они не могут сопоставить необходимые движения. Такой маленький уголок, всего несколько метров, помогает учиться координировать тело и сразу изучать цвета. Специалист дает выбор ребёнку или направляет, подсказывает, куда поставить ногу, и постепенно ребёнок может научиться скалолазанию.
В зале стоит бассейн с мягкими шариками – в них любят зарываться не только малыши, но и подростки. В нем легко расслабиться и отвлечься.
Доски-балансиры нужны, чтобы научиться управлять собственным телом и держать баланс – тому, чему обычные дети учатся, гуляя по бревну или по поребрикам. А вот многим особым детям нужны специальные занятия. И не сказать, что доску "укротить" легко даже обычным детям – она качается под ногами.
Изучаем студии дальше: на очереди – студия рисунка и живописи.
Кабинеты логопеда, психолога и нейропсихолога важны не только для особых детей, но и для обычных – здесь можно проработать несформировавшиеся рефлексы и научиться тому, чему не научат в садиках и школах.
Тренажеры у нейропсихолога: дорожка с трубками внутри учит держать равновесие, тропинка из резиновых шариков-балансиров стимулирует работу рецепторов. Такие приспособления можно установить и дома. Но здесь нейропсихолог проводит диагностику и выясняет, где требуется компенсация нарушений. Они могут быть и у ребёнка-"нормы".
Ещё один тренажёр из больших мягких труб-модулей помогает вырабатывать у детей навык высвобождения – это бывает необходимо для особых детей (а возможно, и для ребёнка-"нормы", который родился через кесарево сечение). К сожалению, не все дети на уровне инстинкта знают, что если им неудобно, тесно или жутковато, то можно попробовать выбраться – из-под слишком тяжёлого одеяла, например. Здесь важно, чтобы специалист знал, как грамотно поместить ребёнка в ограниченное пространство, с которым ему трудно свыкнуться – и помочь преодолеть страхи и внутреннюю панику.
Информация о новом центре распространяется через родителей, министерства области, департаменты администрации города, поликлиники, садики и школы. Как рассказывает Татьяна Флеганова, одной из основных идей создания центра было не дублировать функции государства: в Екатеринбурге есть много образовательных центров, но "Развитие" занимается именно развитием, а не обучением. К тому же во многих местах в городе есть ограничения по доступной среде.
Занятия в центре бесплатны. После того, как родители подают заявление, ребёнок проходит тестирование у логопеда, психолога и нейропсихолога, и для каждого создается "карта развития", в которой составляется план, как с ним будут работать дальше.
– Задача центра "Развитие", – подводит итог руководитель центра, – создать инклюзивное пространство, в котором ребёнок с раннего возраста и до профориентации включительно сможет проявить себя как личность и продолжить формировать свой путь самостоятельно, по выбранному жизненному маршруту.