E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

пасмурно, без осадков

ощущается как +15

2 м/c,

ю-в.

739мм 63%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Недвижимость репортаж «Не знаю, доживем ли до сноса»: экскурсия по дому на Пионерке, который разваливается по кирпичикам

«Не знаю, доживем ли до сноса»: экскурсия по дому на Пионерке, который разваливается по кирпичикам

Посмотрите, как выглядит изнутри 69-летнее здание с дырами в полу вместо унитазов

Эта сторона дома разрушается активнее всего

В Екатеринбурге есть дома, глядя на которые, думаешь: «Как вообще тут можно жить?» И таких домов немало.

Один из них — трехэтажное здание 1954 года постройки на Блюхера, 21а. Дом признали аварийным еще в прошлом году, но с расселением не спешат. При этом жить тут не то что некомфортно, но и небезопасно. В начале июня дом начал буквально разваливаться — из боковой стены выпала горка кирпичей. Жильцы говорят, что до этой проблемы, как и до них самих, никому нет дела.

Мы решили съездить на Пионерку, чтобы своими глазами увидеть, в каких условиях живут люди в доме, которому почти 70 лет. Со стороны улицы, у порога единственного подъезда, трехэтажка выглядит обшарпанной и ветхой, но никаких серьезных деформаций стен с этого ракурса не наблюдается. Единственное, за что цепляется глаз — это выбоина в стене на уровне третьего этажа и сломанный водосток, который уже давно не выполняет своей функции.

Это, пожалуй, самый приличный ракурс дома

У дома нас встречает Алексей. Мужчина живет здесь с 1988 года, у него жена и сын. Вместе с ним мы обходим трехэтажку по левой стороне, чтобы посмотреть на сыплющуюся стену — причину недавно поднятой тревоги.

— Вчера было еще не так сильно, а сейчас высыпалось еще больше. То есть возможно обрушение, есть риск. С ЖЭКа приехали, посмотрели, руками развели и сказали: «Мы не знаем, что делать». Дом под снос, никому не нужен он, — говорит Алексей.

Первые кирпичи выпали 27 мая, потом горка у стены продолжила расти
Алексей живет в этом доме с 1988 года

— Уже было такое, что здесь рушилось, здесь балка железная стоит, заштукатурили, когда полдома чуть не рухнуло. Они стянули — и всё, дальше зашпаклевали, — добавляет мужчина.

Еще один житель дома, который согласился с нами поговорить, — Сергей. Еще в детстве его родители переехали сюда, в комнату на втором этаже. По словам мужчины, это был 1994 год, и уже тогда людям обещали, что скоро дом снесут.

— С сознательного возраста (лет, наверное, с семи) я помню, что каждый год родители говорили: «Всё, наш дом через год снесут, через год точно снесут». Мне уже 30, нас до сих пор вот сносят, — говорит Сергей. — Сейчас боимся, что этот угол просто сложится и дом обрушится. Самое страшное — это вот эта левая стена. Тут кирпичи не просто выпали, кирпич уже крошится вовсю, потому что вымывается и вымывается водой.

Почти все жильцы уверены, что левая стена разваливается из-за влаги — именно в этой части здания находятся ванные комнаты. Ситуация усугубилась относительно недавно, когда потеплело. На жалобы людей, которые боятся в какой-то момент оказаться под завалами, никто не реагирует.

— Звонил в управляющую компанию, говорю: «Как находиться в доме, где стена падает?» Они сказали: «Находитесь где-нибудь в другом месте». Где я буду находиться, если я живу здесь? Ну тогда не знаем, говорят, что делать. Не бойтесь, говорят, ничего не упадет. Как не упадет? И когда этим займутся? Когда на башку кому-нибудь что-нибудь шлепнется? — возмущается Сергей.

Спустя несколько дней стену починили вот таким образом

Помимо разваливающихся стен, жильцов беспокоит и крыша, которая периодически протекает. Татьяна живет на третьем этаже с 1989 года. По ее словам, именно столько лет проблема с крышей и мучает жильцов. Причем в доме напротив крышу меняли, стелили шифер, а до их трехэтажки очередь так и не дошла.

— Скоро ванна уже сюда на улицу вылетит! Когда они под снос-то? Дом уже гнилой-прегнилой. А крыша-то! Если нам что-то надо, мы сами складываемся, всё сами делаем, потому что не дождаться от них, — возмущается женщина. — Привезли шифер в 2007 году, постоял он неделю, обратно увезли, ничего не поменяли, — делится воспоминаниями Татьяна.

Не нужно быть инженером, чтобы оценить бесполезность этого стока

Со стороны главного фасада сломан водосток. Из-за этого, отмечают жильцы, стены тоже пропитываются влагой и становятся рыхлыми. А отсутствие козырька у входа в подъезд обрекает жильцов на получение травм в зимнее время.

— Вот там висит леечка, труба должна с ней соединяться, а труба отвалилась, и сколько говорим: «Сделайте! Сделайте!» Нет, никому не надо. Всё это потом льется по стенам, а вот здесь комната на третьем, у них там даже всё из-под окна вывалилось от этой влаги. Зимой тут, на крыльце, глыба нарастает из-за того, что козырька нет, так скользко! Я тогда тут упала, так расшиблась — полгода на больничном была! — жалуется одна из жительниц дома.

Внутри дома дела обстоят не лучше: глубокие трещины на стенах, деревянные потолки протяжно скрипят, если сверху кто-то ходит. Всюду пахнет сыростью и затхлостью.

Такими трещинами усеяны все потолки и стены
Деревянный потолок медленно, но верно сгнивает

— Вот ванная, сюда сын ходит, я хожу — страшное дело. Всё течет. Всё упадет в один момент. Им говоришь, а они (речь про управляющую компанию. — Прим. ред.)… «Пока долги не заплатите, ничего делать не будем», — говорит Алексей. — У меня жена боится мыться ходить, вообще все боятся. Вот так рухнет как-нибудь, и всё. За сутки выпало вон столько кирпича. А что будет дальше?

«Я не знаю, как с ними бороться уже. Только и говорят: "Вы все должники, вы все козлы, ниже уровня"»

Так выглядит ванная комната на первом этаже. Снаружи именно этой части дома сыплются стены

Туалет на первом этаже выглядит еще ужаснее ванной комнаты. Если на втором и третьем этажах хотя бы есть унитазы, то на первом — только дырки в полу.

— Должны были поставить новые унитазы после капремонта, они приходили уже прямо с коробками. На втором этаже поставили коробки и сказали: «Скажите, мол, мы вам поставили унитазы. Вы дверь не открывайте, не показывайте, что мы вам их не поменяли», — рассказывает Сергей.

Вместо обещанных много лет назад унитазов — дырки в полу
На втором и третьем этажах унитазы есть. И обратите внимание на табличку на двери

Обрушения в доме были и раньше, причем в жилых помещениях.

— У меня на втором этаже куски потолка сыпались. Я буквально с кухни в комнату прошел, слышу: ба-бах! Думал, что-то в коридоре зацепил, там всё понаставлено. Разворачиваюсь, а там такой столб пылищи! Это было где-то в конце декабря, прямо перед Новым годом, — вспоминает Сергей.

Такой кусок штукатурки отвалился от потолка меньше чем полгода назад

— Вот если сюда посмотреть, то кажется, что кафельная плитка треснула, но на самом деле плитка плотно приклеена к стене. Если смотреть дальше по стене, то трещина идет по всему дому. Просто стена куда-то едет, — продолжает показывать Сергей.

Кухня и ванная на втором этаже в плачевном состоянии

Зинаида живет здесь уже 28 лет. За это время, по ее словам, большую часть всех ремонтных работ люди проводили сами, чтобы не рисковать в ожидании помощи.

— Я вам ванную хотела показать. Там, где с улицы выпирают кирпичи, что там внутри творится! Видите, плитка уже вся отходит. Вот та дыра на третьем этаже с улицы — это вот оно. Хотя мы туда столько цемента залили, плиткой заклеили, чтобы оно держалось. Мы сами цементировали всё, а трещины идут всё равно, — говорит Зинаида. — Похоже, скоро пойдем мыться на улицу.

Деформация стены со стороны ванной комнаты на третьем этаже

— Пол у нас проваливается… Ой, что здесь было! — говорит Зинаида, показывая на деревянные доски, которыми устелен пол коридора. — Ходили по одной досочке, полов не было, всё отвалилось. Делать они нам, скорее всего, ничего не будут. Сказали, в 2025 году под снос, но не знаю, доживем ли мы с такой косой стеной…

«У меня картины висят, приезжали дети: "Мама, ты что, в футбол дома играешь? У тебя что, всё время картины в разные стороны?" А это дом ходит ходуном»

Хотели бы здесь жить?

Людям говорят, что дом снесут только в том случае, если они оплатят все долги за проживание. Всем жильцам квитанции приходят на разную сумму: она зависит от площади комнаты и от количества прописанных в ней людей. Алексей платит 4200 рублей в месяц за комнату 14 квадратов, Зинаида — 6000 рублей, Сергей говорит, что бывали месяцы, когда приходила квитанция и на 13 тысяч за 20 квадратных метров.

— Сказали, что мы все живем в многоквартирном доме. У нас тут якобы чуть ли не пятикомнатные квартиры у всех, — говорит жительница аварийного дома Зинаида.

За комнату в 14 квадратных метров Алексей платит по 4200 рублей в месяц

Что говорят об этом доме власти

Блюхера, 21а действительно можно найти в списке домов, которые должны снести к 2025 году. При этом часть помещений здесь принадлежит городу. По факту из ответа мэрии на запрос E1.RU следует, что переехать в новое жилье люди могут, не дожидаясь сноса аварийного жилья. Но пока речь только о нанимателях.

— По информации администрации Кировского района, на дату признания дома аварийным 26 помещений принадлежат гражданам на праве частной собственности, 13 жилых помещений находятся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», принадлежат гражданам на условиях социального найма, — рассказали в мэрии Екатеринбурга. — Для решения вопроса о предоставлении жилого помещения в связи с переселением из аварийного жилищного фонда нанимателям необходимо обратиться в администрацию района.

При расселении людей власти ориентируются на Жилищный кодекс. В 86-й его статье прописано: «При выселении граждан и расторжении с ними договора социального найма в связи со сносом дома обязанность по предоставлению другого жилого помещения по договору социального найма возлагается на орган местного самоуправления либо на орган государственной власти, который принял решение о сносе дома».

А в 89-й статье сказано, что переселять людей должны в благоустроенное жилье равнозначной площади. На отдельную квартиру могут рассчитывать те, кто занимал в аварийном доме квартиру или не менее двух комнат.

26 помещений в доме в собственности у жильцов, еще 13 принадлежат городу

Жилые помещения, которые в собственности у людей, будут изымать для муниципальных нужд. Постановление об этом подписано в декабре прошлого года. Тут процесс может затянуться: сначала должна пройти оценка для установления размера возмещения, а потом с владельцами будут заключать соглашения.

Когда начнется оценка — неизвестно. В списке домов под снос есть еще много других адресов, и все они выстроены в очередь.

— Работа по оценке жилых помещений в аварийных домах ведется исходя из даты принятия постановления об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд. В настоящее время проводятся мероприятия, направленные на проведение оценки жилых помещений с учетом возможностей бюджетного финансирования в отношении аварийных домов, постановления об изъятии которых приняты с марта по сентябрь 2021 года. В рамках данной программы осуществляются мероприятия по переселению граждан более чем из 100 аварийных домов, — пояснили в мэрии.

А сейчас-то людям как быть?

На оценку и решение всех вопросов уйдет время. Сам дом при этом продолжает разваливаться, а люди живут тут в страхе. В мэрии говорят, что могут с этим помочь и временно переселить людей.

— Нанимателям и собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном доме, предусмотрена возможность проживания в жилых помещениях маневренного фонда МО «город Екатеринбург», которые предназначены для временного размещения граждан в целях создания таким гражданам условий для безопасного проживания, — заявили в администрации.

Правила переселения людей в маневренный фонд в Екатеринбурге утвердили еще в 2013 году. Решением вопроса занимаются администрации района (в данном случае — Кировский район), именно туда нужно обратиться, чтобы подать заявление.

Также можно обратиться в отделы приема и выдачи документов «Центр муниципальных услуг» (адрес: г. Екатеринбург, ул. Маршала Жукова, д. 13, телефоны для справок: 8 800 770–74–00, (343) 311-74-00), либо в электронном виде через «Госуслуги». Пока, как уточнили в мэрии, с подобными заявлениями никто из жильцов дома не приходил.

Расселение грозит пятиэтажке на Заводской, хотя аварийной ее никто не признавал. Всё дело в том, что дом решили снести ради расширения улицы Татищева. Мы публиковали историю людей и колонку одной из жительниц, которая не согласна с результатами оценки. Закончить с этим вопросом должны к 2027 году.

В то же время активно расчищаются целые кварталы, на месте которых появится новое жилье. В 2022 году по программе комплексного развития территорий (КРТ) мэрия на аукционе разыграла три участка, еще три площадки КРТ назвали в этом году. Все новости на эту тему мы собираем в специальном разделе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления