— Так бьют в деревне, держи руки ровно! — ругает ученика тренер по тайскому боксу Вячеслав Конколович. Главное поощрение для спортсменов — устная пятерка от учителя. На занятиях всё строго, бездельничать времени нет: спарринги, растяжка, отжимания, приседания.
Вячеслав Конколович уже 10 лет тренирует детей. Мужчина сделал ремонт и закупил оборудование для 2 спортивных комплексов — «Патриот» и «Спарта». Почти все расходы он оплачивал из собственного кармана, помогали редкие инвесторы. Сейчас у мужчины накопились долги, в общем около 3 миллионов. Тренер рассказал E1.RU, зачем он бесплатно занимается с детьми, как создавались спортивные центры и кто реально помогает социальному бизнесу.
Как создавались спортивные центры
В 2010 году открылся «Патриот». Вячеслав взял подвальное помещение в аренду, сделал ремонт за 1,5 млн рублей, закупил оборудование для военно-спортивного клуба совместно с железнодорожным комитетом ветеранов войны в Афганистане. Центру в тот момент помогал руководитель комитета Игорь Ермаков. Занятия по тайскому боксу и военной подготовке были абсолютно бесплатными для всех. Желающих становилось больше, и небольшой зал не мог их вместить. Тогда тренер решил расширяться.
В соседнем от «Патриота» подъезде раньше был аптечный склад. Помещение пустовало. Чтобы получить его в пользование, Вячеслав Конколович вместе с на тот момент депутатом городской думы Александром Мяконьких потратили больше 2 лет. В итоге администрация отдала помещение в безвозмездное пользование тренеру. За 3 года он превратил заброшенные комнаты в двухэтажный современный центр, состоящий из 3 спортивных залов и большого зала единоборств.
Помочь финансово на старте обещала крупная компания. Но когда дошло до ремонта, фирма отказала.
— Путь был тяжелый, мы долго добивались помещения. У чиновников был выбор: отдать нам или отдать бизнесу. А с бесплатного спортивного центра для городского бюджета нет выгоды, — подчеркнул экс-депутат гордумы, председатель общественной организации «Порядок в районе» Александр Мяконьких.
В «Спарте» действуют детские и взрослые группы по тайскому боксу, футбольная команда, танцы, консультации по сбалансированному питанию, с ребятами занимаются также психологи. Большая часть детей ходит сюда бесплатно, особенно если находится в семьях, где трудная финансовая ситуация. Некоторые платят взносы — кто сколько может.
— Ремонт в обоих помещениях в основном я проводил за свой счет и своими силами. Были инвесторы, которые гасили часть суммы, люди помогали вывозить мусор. В итоге накопился многомиллионный долг. Я поговорил с родителями и предложил перевести часть на членские взносы. Но о каких взносах может идти речь, когда приходит мальчик, хочет заниматься спортом, а у него только мама, которая работает с утра до вечера, чтобы прокормить семью? — считает тренер.
«Я был слабым и болезненным ребенком»
Вячеслав живет с женой и 2 детьми. Близкие поддерживают его дело. Старший сын 5 лет был в составе областной сборной по тайскому боксу и объездил всю Россию, младший также тренируется у Вячеслава. Мужчина признается, что видится с детьми только на тренировках.
— Я возвращаюсь домой ночью. После занятий я убираю все 2 этажа, нет возможности сейчас нанимать уборщицу. И это мой выбор. Меня стимулирует работать отдача — выступления учеников на соревнованиях и их сложившиеся судьбы, — делится тренер.
Вячеслав отметил, что заняться спортом он решил еще в четвертом классе, в 26 лет вышел на первые профессиональные соревнования, а к 40 годам понял, что хочет тренировать детей.
— В детстве я был слабым и болезненным ребенком, мне помог спорт — пробежки, турники, потом увлекся единоборствами. В 1996 году я вышел на региональные соревнования «Турнир настоящих мужчин», выиграл все 4 поединка, занял первое место в тяжелом весе. Я решил, что хочу тренировать детей, сделал ремонт и открыл «Патриот», — вспоминает он.
«Не могу пройти мимо пацанов, которые прыгают на гаражах»
Сейчас Вячеслав ведет 3 занятия ежедневно, тренирует порядка 50 спортсменов. Признается, что из-за пандемии в 3–4 раза уменьшилось число детей. При этом профессиональные спортсмены рвутся на занятия и тренируются каждый день.
Максим Химич занимается тайским боксом 9 лет. Около 30 раз участвовал в соревнованиях, в основном получал призовые места. Сейчас Максим учится в университете.
— Я пришел в 11 лет и весил почти 60 килограммов. Тайским боксом я начал заниматься, чтобы похудеть в первую очередь. Наша команда трижды ездила на всероссийские чемпионаты, — рассказал парень.
Наталья отдала на тайский бокс сына и дочь. У 13-летней Лейлы в ближайшее время планируются первые соревнования.
— Лейла тренируется по 3 часа ежедневно, это подготовка к предстоящим соревнованиям. Она очень активная, поэтому спорт важен для нее. Я не боялась отдавать девочку в бокс, потому что первое, что проходят на занятиях, — защита, да и раньше я сама занималась. У Лейлы единственное переживание — то, что против нее выйдет Тайсон. Вячеслав Анатольевич водил учеников на встречу с боксером 2 года назад, видимо, у дочери остались яркие воспоминания, — шутит Наталья.
Сам тренер вспоминает сотни своих воспитанников с заботой. Он признается, что парни, которые у него занимаются, с интересными судьбами, многих из них Вячеслав находил на улице.
— Не могу пройти мимо пацанов, которые прыгают на гаражах. Всегда им говорю: лучше приходите в зал. За 10 лет было множество парней с проблемами, попавших в неправильную компанию. Находил хулиганов с краденым телефоном на улице, — пояснил Вячеслав. — Благодаря спорту и коллективу происходит трансформация. У нас на первом месте поддержка, дружба, уважение к старшим. А сейчас с ребятами занимается и психолог, который может помочь с душевными вопросами, поговорить о будущем, профессиях.
Йога для 70-летних
За полгода до начала пандемии в «Спарте» появились бесплатные групповые занятия йогой для пенсионеров. 12 женщин в возрасте около 70 лет 3 раза в неделю приходили на часовые тренировки, могли общаться. В планах была организация и клуба по интересам для пожилых людей. Когда эпидемическая ситуация позволит, в центре планируют возобновить занятия.
— На пенсии появляется время заниматься собой и своими интересами. У нас собралась группа очень интересных людей. Двигаться в нашем возрасте полезно, к тому же тренер давал рекомендации по питанию. Если бы продолжили заниматься, мы бы уже давно похудели, — делится Нина Носкевич в ожидании, когда снова сможет посещать йогу.
Кроме того, специалисты центра занималась восстановлением людей после серьезных травм и инсультов.
Как появился долг
Сейчас коммунальные платежи в «Спарте» составляют порядка 60 тысяч рублей, а благодаря членским взносам собирает центр не больше 30, это без учета оплаты труда других сотрудников. Аренда «Патриота», который планируют перепрофилировать, например, в шахматный клуб или в юнармейский отряд, обходится еще в 30 тысяч рублей.
Общий долг Вячеслава, учитывая деньги, вложенные в ремонт и покупку оборудования, а также коммуналку и аренду «Патриота», составляет порядка 2,7 млн рублей. Мужчина старается копить деньги, а после работы в залах и в свободное время работает в строительной сфере. Опускать руки и бросать учеников не входит в планы тренера, он даже планирует новые проекты.
Чтобы социальный проект поддерживало правительство, некоммерческой организации нужно участвовать в конкурсе грантов. Их сумма, по словам тренера, не превышает 200 тысяч рублей. Но чтобы всё правильно оформить, нужен отдельный специалист, которому также нужно платить. При этом грантов явно не хватает всем общественникам.
— Я получал благодарственные письма от администраций, от губернатора Куйвашева за многолетний труд и воспитание подрастающего поколения, — поделился Вячеслав. — При этом я обращался с просьбой о помощи к бизнесменам, обещал: не пожалеете, у нас отличные показатели, вывозим детей на соревнования. Но никакой толком поддержки так и не получил.
Вячеслав отмечает, что помогают обычно только простые горожане. Даже когда решили уставить уличную спортивную площадку во дворе ближайшей 208-й школы, деньгами помогли только сами жители. Их силами удалось собрать 340 тысяч рублей за 3 месяца. Там занимаются и школьники, и воспитанники «Спарты».
Читайте также, как благотворительные фонды на Урале пережили пандемию коронавируса. Общественники рассказали, что число нуждающихся в помощи за последний год увеличилось на 30 процентов.