E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Дороги и транспорт репортаж Триллионы камушков превращают в «путинский» автобан. Как на Урале добывают сырье для самых важных дорог

Триллионы камушков превращают в «путинский» автобан. Как на Урале добывают сырье для самых важных дорог

Репортаж с карьера, где ездят самосвалы-гиганты

Экскаватор на куче горной породы, которая вскоре станет частью скоростной дороги

Место, куда мы приехали, — недалеко от Ревды. Официально оно называется месторождение «Гора Змеевая». Правда змей тут нет, а есть габбро. Это горная порода, возникшая из вулканической лавы в те времена, когда по земле еще гуляли динозавры.

Главный плюс габбро в том, что из него получаются очень прочные камушки. Поэтому их приспособили для строительства скоростных автобанов с максимальной нагрузкой. К примеру, щебень идет на обустройство «путинского» автобана M-12 Москва — Казань — Екатеринбург, на ремонт и реконструкцию ЕКАД и даже для обустройства взлетно-посадочных полос в аэропорту Казани, где сверхвысокие требования к качеству материалов.

Каждый БЕЛАЗ способен утащить до 45 тонн горной породы. В день водители делают до сотни рейсов от карьера до дробилки

— Сначала проводятся буровзрывные работы. Потом экскаваторами породу загружают в карьерные самосвалы и везут ее в дробильно-сортировочный комплекс, где перемалывают, — объяснил принцип работы на карьере гендиректор предприятия «ИнвестПроект» Сергей Филимонов. — Карьер начали разрабатывать еще в 1982 году и добыли только 18% щебня. Так что запасов породы здесь еще примерно на сто лет.

Запасов горной породы в карьере примерно на сто лет
Во время разработки карьер продолжат углублять. В будущем этот участок опустится на сотню метров ниже
Руководитель горнодобывающего предприятия «ИнвестПроект» Сергей Филимонов

За один час фабрика выпускает 380 тонн щебня, за год — аж 2 миллиона. Супердробилку, напичканную различными датчиками, контролируют из специального диспетчерского пункта.

Огромный дробильный комплекс перемалывает сотни тонн породы в час
Технолог и машинист дробилки за пультом управления
Отсюда идет управление потоками и объемами перерабатываемой горной породы

Дробильный комплекс позволяет выпускать щебень различных фракций: камни размером 4–8 мм, 8–11 мм, 11–16 мм — в зависимости от назначения материала. Получающийся на выходе маленький кубовидный щебень смешивают с битумом и укладывают на поверхностный слой дорог, который испытывает самые большие нагрузки от постоянного воздействия покрышек и шипов.

На огромном карьере работают две сотни рабочих. Но большая часть процессов автоматизирована
Результат переработки габбро: готовый щебень для будущего дорожного покрытия

Качество щебня, производимого на карьере, проверяют в местной лаборатории. К примеру, смотрят, есть ли в нем так называемые глинистые частицы. Это главный показатель для дорожников.

Образцы породы в лаборатории

— Именно этот показатель влияет на колейность, — рассказала начальник лаборатории Ирина Халилова. — Чем больше глинистых частиц, тем быстрее и глубже возникает колея под давлением шипов. Также мы проверяем материал на морозостойкость, прочность и стираемость. Что будет, если слабый щебень уложить на дорогу с высокой нагрузкой? Да он просто раздробится! А 90% нашего щебня идет на федеральные дороги, где очень высокие требования.

Характеристики горной породы постоянно проверяют, чтобы получаемый щебень был качественным
Сотрудники лаборатории вправе остановить производственный процесс, если обнаружат, что получаемый щебень не соответствует требованиям по качеству

В регионе работает несколько десятков карьеров, используемых для нужд дорожно-строительной отрасли. Ежегодно Свердловской области требуется от 12 до 15 миллионов тонн щебня на ремонт и строительство трасс.

В последние годы эта потребность только растет: уже несколько лет продолжается реконструкция ЕКАД, позволившая ее закольцевать. Стремительно расширяется Пермский тракт, который готовят под прием мощного трафика: он хлынет со стороны платного участка M-12 от Ачита до Дюртюли, когда тот будет построен (к концу 2024 года). Да и ежегодные плановые ремонты на дорогах области никто не отменял.

Ежегодно Свердловской области нужны миллионы тонн щебня для дорожного хозяйства

— В середине апреля подрядчики уже приступили к работам. Мы горный район, поэтому полностью обеспечиваем себя инертными материалами, щебнем разных фракций, отсевом и скальной массой для отсыпки земляного полотна, — рассказал заместитель начальника управления автомобильных дорог Свердловской области Александр Окунский.

Александр Окунский заявил, что регион полностью обеспечивает себя стройматериалами для дорожных работ

Почитайте, как продвигается строительство «путинского» автобана M-12. Работы на объекте не прекратились даже с началом паводка и весенней распутицы.

Список дорог и мостов Свердловской области, которые планируют отремонтировать в 2024 году, вы найдете по этой ссылке. Одним из главных объектов станет ЕКАД, где будут расширять участок от Пермского тракта до проезда к поселку Медному.

Все важные новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления