Заявление YouTube 10 сентября о начале продаж видеорекламы на своих страницах в России не вызвало паники у игроков местного рынка. При аудитории в 10,5 млн уникальных пользователей, которые обеспечивают YouTube в России 480 млн просмотров видео в год, компании еще только предстоит научиться продавать видеорекламу, полагают аналитики.
Глава продаж YouTube на новых рынках и в регионе EMEA Сувир Котари (Suveer Kothari) не стал комментировать детали планов видеохостинга по завоеванию России, но подчеркнул, что, приходя на национальные рынки, YouTube обычно бывает в состоянии привлечь к себе более половины интернет-аудитории.
Если сейчас в России у YouTube 10,5 млн уникальных пользователей, которые составляют 25% интернет-пользователей и обеспечивают 480 млн просмотров в год, то в странах, где видеохостинг активно проработал достаточное время, к использованию YouTube присоединяются 60-70% пользователей местного интернета.
Ключевым отличием YouTube от существующих в России видеохостингов и видеопорталов, которое могло бы привлечь к нему интерес рекламодателя, Сувир Котари назвал "доступ к глобальному контенту".
YouTube не любит показывать свои финансовые результаты: его достижения консолидируются в финотчетности Google. Как и Сувир Котари, компания предпочитает оперировать своими показателями в натуральном выражении. У аналитиков рынка о его достижениях сформировалось два диаметрально противоположных мнения. Исследователи Credit Suisse считают, что в 2009 г. YouTube был убыточным, сумев заработать не более 240 млн долларов при затратах 711 млн долларов. В то же время, аналитики Citigroup полагают, что выручка видеохостинга в прошлом году могла составить 727 млн долларов, а в 2010 г. выразится в 945 млн долларов. Хотя при этом исследователи из Citigroup не указывают размера операционных затрат YouTube, они предполагают, что YouTube весьма близок к рентабельности.
Тем не менее, финансовая скрытность видеохостинга заставляет подозревать, что его коммерческие достижения не блестящи. В RuTube, отечественном аналоге видеохостинга Google, говорят, что в этом году YouTube предстоит побороться за долю российского рынка видеорекламы в 450-500 млн руб. (в прошлом году, по данным RuTube, ее национальный рынок оставлял примерно 300 млн руб).
YouTube действительно обладает довольно крупной долей видеопоказов в России, и 25%, о которых он заявляет, не слишком расходится с истиной, признает директор коммерческого департамента RuTube Александр Худолей. Однако, замечает он, "прямой связи между показами видео и продажами видеорекламы не существует. До сих пор Google хорошо умел продавать контекстную рекламу, но не медийную, и не видеорекламу".
Рынок видеорекламы в России невелик, а конкуренция на нем сильна, говорят в RuTube. Новому игроку на нем потребуется сильный бренд, который у YouTube есть, но понадобится еще и опыт продажи медийной рекламы, которого, по мнению Худолея, ему не хватает.
Российское предложение YouTube своим рекламным партнерам выражается в 275-800 тыс. руб. за один день показа ролика на главной странице, что обеспечивает до 1,5 млн просмотров в сутки. На страницах поиска и показов видеороликов реклама размещается по цене от 250 тыс. руб.
Профессиональные рекламисты с некоторым скепсисом отнеслись к прайс-листу YouTube. Андрей Третьяк, который руководит интернет-подразделением Media First (группа Twiga), заметил, что YouTube сделал "достаточно дорогое предложение относительно конкурентов". На его взгляд, аудитория ресурса размыта, и сделать необходимый таргетинг сейчас затруднительно. Возможно, с целью привлечения потенциальных клиентов на первых порах видеохостингу Google придется пересмотреть ценовую политику.