E1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+12°

пасмурно, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

с-в.

747мм 52%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Культура интервью "Билеты на наши показы мод доставали по блату": первые дефиле в Свердловске устраивала инженер с Уралмаша

"Билеты на наши показы мод доставали по блату": первые дефиле в Свердловске устраивала инженер с Уралмаша

Первые уралмашевские модницы шили платья и сами ходили по подиуму.

Первая модница на Уралмаше Маргарита Важенина рассказала, как раньше проходили показы мод.

Кто бы мог подумать, что Уралмаш когда-то был своеобразным центром уральской моды. В 1980-е годы в местном Доме культуры жительницы района устраивали модные показы, неизменно проходившие с аншлагом.

Их история началась в начале 1980-х годов, когда в местном Доме культуры начал работать клуб "Модница".

Его создательница – Маргарита Важенина – до сих пор ведёт кружок в Центре культуры "Орджоникидзевский". А тогда, работая инженером, в свободное время она ходила по подиуму в собственных нарядах и учила других женщин шить платья.

– Вы работали на Уралмашзаводе. И вдруг начали шить. Почему?

Я родилась на Уралмаше и всю жизнь провела здесь. Советские годы – трудное время. Денег было мало, и купить было нечего. Утром встаёшь на работу и не знаешь, что надеть. Поэтому в 1980 году я записалась в кружок кройки и шитья. Мы два года учились снимать мерки, делать выкройки, подбирать ткани. Когда курс закончился, то, чтобы не расставаться, создали клуб "Модница". Не поверите, но в магазинах, кроме салата с морской капустой, ничего не продавали, невозможно было одежду купить. Поэтому решили сами устраивать показы мод. Купили материал, сделали семь одинаковых моделей платья на каждый день недели. Основа была одна, а дополнения – украшения, воротники, подолы – разные.

"Однажды я вышла на подиум в золотистом платье, а потом ко мне подошла женщина, встала на колени и сказала, что через два дня у неё юбилей 50 лет, а надеть нечего. И попросила продать платье, пришлось уступить", – рассказывает Маргарита Важенина.

– И на подиуме показывали?

Полные залы собирали, билеты на наши показы доставали только по блату. На сцену выходили женщины и маленькие, и толстые, и большие. Это вам не Зайцев с моделями 90-60-90. Ходили, как правило, парами. Всего нас было семь человек. Можно было любую остановить, спросить, потрогать ткани, приподнять подол, посмотреть, как сшито.

Однажды я вышла на подиум в золотистом платье, а потом ко мне подошла женщина, встала на колени и сказала, что через два дня у неё юбилей 50 лет, а надеть нечего. И попросила продать платье, пришлось уступить. К нам женщина ходила, у её дочери обнаружили рак крови, нужно было срочно отправить в Германию. Мы сделали показ мод и всю выручку ей отдали. Организовывали показы для Комитета мира. Выступали в Перми и Нижнем Тагиле. Популярность нашего коллектива росла, о нас во всех газетах писали. В клубе занимались инженеры, учителя, хирурги.

Однажды вместе с партнёршей по клубу Тамарой мы вышли на подиум в красных пиджаках с белым горохом и получили приз зрительских симпатий на Всесоюзном конкурсе народного творчества.

"О показах мод на Уралмаше писали все газеты", – говорит Маргарита.

– А где вы черпали идеи?

Мы выписывали журнал "Бурда Моден", кто за границей покупал журналы. Когда Уралмаш дружил со "Шкодой", то покупали там платки. Из одного я сшила кофту. В институте всегда видно было, что идёт модница.

Одно нам не нравилось: обувь была ужасная, не было в СССР нормальной обуви. Тогда я поехала к директору фабрики "Уралобувь". Там выпускали обувь, которую носить было невозможно. Когда родился сын, муж купил мне белые лаковые туфли, которые я носила 20 лет и надевала всего 10 раз. Неудобная была колодка. Я попросила директора фабрики сшить нам обувь. Он согласился, но при одном условии, что мы на "Уралобуви" проведём показ моделей. Я дала зарок выступать каждый год на 8 Марта. Тогда нам прислали мастера, он с каждой снял мерки. И сшили нам красные и чёрные туфли на очень высоких каблуках. Это был дефицит из дефицитов. Однажды у одной из наших модниц обокрали квартиру, и когда вора нашли, все вещи вернули, а обувь – нет.

Надпись в альбоме фотографий: "Знаем, скоро за границей ваша помощь пригодится. Нина Ричи и Карден, Боско, Лин Жак и Бурда будут рады вам всегда.

– Вас не называли стилягами?

Мы не были стилягами. С нами занималась профессиональная швея с высшим образованием. Ходить по сцене нас учил хормейстер из Театра музкомедии. Они учили нас культуре. И всё это было на высоком уровне. Все хотели купить наши платья. Люди видели, что можно самостоятельно стать нарядными и ходить в красивых платьях.

"Знает "Модницу" у нас уже не только Уралмаш".

– А почему перестали заниматься показами?

По сцене мы ходили 20 лет, до 2002 года. В 1990-е годы люди стали ездить в Китай и привозить готовые блузки, майки, платья. И нам надоело шить, у каждой был чемодан готовой одежды. Чтобы не расставаться, мы создали творческий коллектив и стали шить макраме, вязать декоративные изделия крючком и спицами. Сейчас две моих внучки тоже умеют шить, но все равно считают, что проще в магазине купить платье за 8–10 тысяч рублей. В этом году отметили юбилей: 35 лет коллективу. Отмечаем все праздники, знаем, у кого родились внуки и правнуки.

Фото: Никита СУЧКОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления