Считается, что русская проза должна давать читателю пищу для размышления, заставляя его продираться сквозь трудный и глубокий текст. Сочетание развлекательного и осмысленного у отечественных авторов получается не всегда. Книжный обозреватель Вадим Бадретдинов рассказывает, почему роман Алексея Поляринова «Риф» способен порадовать читателей.
Удивительно, но заметная отечественная литература достаточно бедна на темы. Осмысление жизни в Советском Союзе, сюжет о поколении семьи в коммунальной квартире, всевозможные исторические и псевдоисторические романы — всё это, конечно, важно и нужно, но довольно редко в сегодняшней отечественной прозе появляется нечто свежее и увлекательное. Поэтому таким неожиданным и от этого привлекательным становится новый роман Алексея Поляринова «Риф», недавно вышедший в издательстве Inspiria.
Роман начинается с трех, казалось бы, независимых друг от друга историй, которые ближе к финалу органичным образом переплетаются между собой. Первая — история Киры. Она живет в Сулиме, что в Заполярье. Это маленький городок, где все друг друга знают, а к приезжим относятся с недоверием. Еще бы — ведь львиную долю местной экономики составляет браконьерство. Однако в Сулим приезжает исследователь, который интересуется расстрелом рабочей демонстрации 1962 года. Знакомство с ним приводит Киру к раскрытию личной семейной тайны.
Вторая — история американки Ли. Она студентка-антрополог, подпавшая под обаяние профессора Юрия Гарина, чьи предки когда-то эмигрировали из России в США. Гарин — именитый ученый, вокруг личности которого разразился скандал: несколько лет назад его научная работа в Микронезии привела к уничтожению целого народа.
Третья — история москвички Тани, мечтающей стать режиссером-документалистом. Ее мать, холодная и грубая женщина, всегда раздражала Таню, что, впрочем, не отменяет ее любви к ней. Вскоре Таня узнает, что мать ушла в тоталитарную секту, где все ходят в белых одеждах, стирают белье в реке, а их лидер учит паству забывать прошлое.
В «Рифе», с одной стороны, Поляринов выступает в качестве рассказчика, тщательно и искусно выстраивающего увлекательный сюжет. Есть несколько героев, которые оказываются в обществе довольно жутких и опасных сектантов. Есть конкретный предмет — оленьи рога, — сопровождающий читателя на протяжении всего повествования и являющийся ключом для понимания замысла автора. Есть классическое противостояние добра и зла. И в этом смысле роман «Риф» удивительно кинематографичен.
Однако всё сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Несколько отстраняясь от эмоциональной вовлеченности в свой же текст, Поляринов исследует секту как порочный общественный институт, но не делает попытки самостоятельно пережить историю героев. Отсюда возникает некоторая академичность. Поляринов с запалом описывает секты, чья деятельность привела к гибели многих. Его роман — это попытка описать, что происходит, когда человек, думающий о себе как о личности сильной и независимой, подпадает под очарование харизматичного лидера. Отсюда автор анализирует проблему памяти: что есть память, какое влияние память о прошлом оказывает на настоящее и будущее, можно ли от нее отказаться.
Именно такой баланс между увлекательным сюжетом и серьезным авторским высказыванием делает книгу многогранной, вневременной и универсальной.
Почитайте также рецензии на роман Стивена Кинга «Институт» и на книгу о том, как люди едят людей.