На Среднем Урале существенно выросло количество жалоб на действия банков - об этом свидетельствуют данные службы по защите прав потребителей.
Как рассказали в пресс-службе областного управления Роспотребнадзора, если во 2 квартале нынешнего года с жалобами на банки обратились всего 10 уральцев, то, начиная с сентября и по сегодняшний день, в надзорный орган поступило уже 25 письменных жалоб. В основном, граждане жалуются на определенные банкиљ- "СКБ-банк" ("Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу"), "Банк 24.ру", "Свердловский Губернский Банк", "Уральский банк реконструкции и развития", Банк "Северная казна", АКБ "Союз" и другие.
Согласно данным специалистов службы по защите прав потребителей, нынешней осенью изменилась тематика потребительских жалоб. Ранее основной причиной обращения служило несогласие с начисленной суммой задолженности, штрафа, комиссией по кредитным договорам. Теперь же большинство жалоб вызвано нарушением обязательств по договору банковского вклада.
"Как правило, жалобы содержат имущественные требованияљ- о выдаче вклада, возмещении убытков, неустойки и прочего. В соответствии с действующим законодательством данные споры рассматриваются в претензионном и судебном порядке",љ- поясняют в Роспотребнадзоре. Отвечая на такие жалобы, управление информирует, что на основании статьи 15, статьи 395 ГК РФ, а также статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" граждане вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с банка незаконно удерживаемых денег процентов за нарушение срока исполнения денежного обязательства, возмещении убытков и морального вреда. Отметим, что в случае подачи иска гражданин вправе привлечь специалистов Роспотребнадзора для составления заключения по делу о защите прав потребителей.
Анализируя работу финансовой сферы, эксперты отмечают, что часть свердловских банков не идут на досудебное урегулирование споров с гражданами. В частности, продолжают поступать материалы о том, что "Банк 24.ру" не удовлетворяет законные требования уральцев о возвращении их денежных средств.
Также, помимо нарушений имущественных прав граждан, на Среднем Урале выявляются признаки административных правонарушений, таких как включение в договор (о кредите, банковском вкладе) условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, и непредоставление необходимой информации об услугах.
"Стоит отметить отдельно, что в последнее время банки стали принимать меры по увеличению процентной ставки по кредитному договору. Так ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (АКБ СКБ Банк) направляло гражданам письма об увеличении размера процентной ставки и ежемесячного платежа. Данные письма поступили даже гражданам, которые заключили договор без условия об одностороннем изменении процентов по кредиту",љ- поясняют в Роспотребнадзоре.
Между тем, необходимость в подписании дополнительных соглашений отсутствует. Если договор не предусматривает право банка на одностороннее изменение процентной ставки, то без согласия гражданина обязательства сохраняются в первоначальном виде. "Учитывая данные обстоятельства, в случае несогласия с односторонним изменением условия договора, следует обращаться в суд. В процессе судебного разбирательства будет проверена обоснованность и законность действий банка", - советуют в Управлении.
Стоит добавить, что сегодня, в целях защиты граждан, в банковско-потребительское законодательство вносятся изменения. В частности, они коснулись статьи 30 ФЗ "О банках и банковской деятельности" и статьи 10 Закона "О защите прав потребителей", согласно которым до изменения условий кредитного договора граждане должны получить информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размер платежей заемщика, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. Независимо от порядка изменения договора, без соблюдения данного требования договор не может быть изменен.