Часто, когда ребенок слышит от родителей какой-нибудь запрет (например: ’Не кричи!’, ’Не шуми!’), то за фразой самого запрета явственно слышится вторая часть, ’Будь как все’. Эта часть запрета обычно не произносится вслух, но ребенком все равно улавливается и действует эффективно.
Установка ’Будь как все’ — характерный пример установки на сценарий Непобедителя (Середнячка). Вред этого предписания проявляется в том, что ребенок становится слишком зависим от чужого мнения. При этом устойчиво формируется такой специфический страх, как боязнь оценки.
В дальнейшем, во взрослой жизни, такое предписание приводит к появлению хорошо известных психологам проблем. Один из сценариев, который развивается на основе установки ’Будь как все’ у Э. Берна называется ’Сизиф’. Суть сценария в том, что ’Сизиф’ настойчиво работает и почти достигает желаемого, но неожиданно он расслабляется, ослабляет напор и опять оказывается в начале пути. Ему снова необходимо преодолеть трудности. Сценарий ’Сизиф’ выступает как предохранительный механизм, не позволяющий человеку добиться жизненного успеха, и позволяющий выполнить установку ’Будь как все’.
Какой же существует механизм для того, чтобы уйти от программирования с помощью запретов? Самый простой способ — не употребляйте слова с частицей ’не’. Используйте слова типа ’прекрати’, ’перестань’. Кстати, вслушайтесь в звучание фраз ’Не реви, будь как все’ и фразы ’Перестань реветь, будь как все’. Не кажется ли Вам, что первая из них звучит более естественно, чем вторая? И что во второй фразе установка ’Будь как все’ выглядит немного лишней?