Вокруг меня
Все мы слышали о больших планах и программах по развитию инновационного бизнеса. Проблема заключается в том, что, кроме государственной поддержки и других факторов, для появления инноваций в бизнесе нужен еще моральный стимул. Откуда взяться инновациям, если у меня - допустим, предпринимателя N, - нет наглядного, авторитетного примера бизнесмена, который бы сколотил состояние на ноу-хау? Ну не вижу я такого. Западные бизнес-гуру не в счет – наш бизнес работает в специфических условиях.
Думаю, что настоящие инновации, способные приносить большие деньги авторам и налоги в бюджет, возникнут при условии появления новых уральских ГЕРОЕВ. Кому хочется подражать, на кого хочется равняться. Будут ГЕРОИ – будут те, кто скажет: ай, маладца, и я хочу быть таким же успешным инноватором!
Несколько лет назад, когда про инновационный бизнес ходили только разговоры, в качестве отдельной структуры фонда был создан Инновационный центр малого и среднего предпринимательства. Начинали "с нуля". Буквально вытаскивали инноваторов из НИИ: давайте превращать изобретения в бизнес! Зачастую получалось. Инициатор изобретения становился бизнесменом и за это еще получал приличную поддержку государства. Я показывал инноваторов в СМИ как новых героев: вот истории успеха, наглядные примеры получения и результативности господдержки.
Для чего мы это делали? Избавлялись от ложных стереотипов. Верили, что можно изменить мир. Было принято считать, что инновации возможны только в крупном бизнесе. Динамика развития Инновационного центра (сегодня в работе свыше 1000 инновационных проектов) показала: инновации свойственны малому бизнесу. Это доказано на областном и на федеральном уровне. Екатеринбург вошел в тройку инновационных городов России, и в заслугу, в том числе, поставлена работа Инновационного центра.
В обществе сложился еще один стереотип о недоступности и бесполезности господдержки для бизнеса. Показывая в СМИ истории успеха конкретных предпринимателей, которым помогла господдержка, я пытался сказать: не стесняйтесь обращаться за ней – она доступна и эффективна. И от этого выигрывали все! Коллеги-журналисты получали контент. Звонили телезрители, читатели: мы видели репортаж о предпринимателе, покажите нас через год – мы открываем компанию. Бизнесмены-герои материалов зарабатывали узнаваемость на рынке, становились теми самыми авторитетами для будущих предпринимателей. Много ли медиа-героев вырастили? Ярких примеров с десяток наберется. Компания "Интехно", занимающаяся производством плавающей, нетонущей одежды, получила грант в Инновационном центре, мы бесплатно показали ноу-хау на всевозможных выставках и в СМИ, включая 1 канал. Сейчас продажи идут по всей России и в странах СНГ.
Я искренне, до глубины души, с большой любовью верил в то, что можно создать ценности "доступность" и "эффективность" в то время, когда все говорят об обратном. Что получилось за три года работы? Думаю, пять лет назад предпринимателей, которые жаловались на недоступность и никчемность поддержки, было в разы больше. Ценности созданы. Главное сегодня – не уронить уровень доверия к господдержке, и, как максимум, его повысить.
В моей жизни
Каждый вечер мой семилетний сын Арсений взахлеб читает Гарри Поттера. Арсений жалеет о том, что у него нет волшебной палочки. Потому что думает, что менять мир можно только с помощью внешней силы. Я объясняю: изменить мир можно только своими делами. Арсений, лидер по характеру, понимает. И старается: получил оранжевый пояс по айкидо, победил в школьном соревновании по армрестлингу, стал финалистом городского соревнования по робототехнике.
Я провел уникальные для России и области медиа-проекты, которые стимулировали малый и средний бизнес к развитию: единственные в Екатеринбурге радиопрограммы о бизнесе, первое телевизионное шоу о предпринимателях "Реальный бизнес", конкурс "Мы – предприниматели" (мы искали в Свердловской области и награждали за традиции и инновации в бизнесе старинные и современные династии предпринимателей). Нам говорили: "шоу о бизнесе" невозможно. Но мы доказали обратное. И смотрите, что произошло: родились новые бизнес-проекты, вдохновленные этим шоу.
Чувствую, что с сыном я думаю в унисон. Я и он – мы хотим изменить мир. И видеть вокруг себя и в себе только героев.
Как создать тот самый моральный стимул для появления инновационного бизнеса? Пожалуй, он возникнет, когда у предпринимателей изменится вектор сознания. Недавно провели первую телеконференцию с США. Опытом с уральскими бизнесменами делился Максим Чеботарев, сооснователь GoValley! – акселератора для стартапов в Кремниевой Долине. Максим сказал фразу, которая словно громом поразила меня: стартаперы в США начинают бизнес не ради денег, а чтобы изменить мир, а деньги со временем придут. Здесь другой, отличный от российского, вектор сознания, другой вектор приложения усилий.
И еще обращаюсь ко всем организациям по поддержке бизнеса, ассоциациям и союзам малого и среднего бизнеса. Давайте не только находить и создавать, а активно и публично показывать истории успеха конкретных предпринимателей: как зарождался бизнес, как он отлично развивается и как изменяет мир.
Если сложить "я хочу изменить мир" предпринимателя и "мы покажем историю успеха, как вы изменили мир", получится формула успеха. Только тогда смогут прорасти живыми ростками все планы и программы по развитию инноваций.
К сожалению, все, что мы любим, быстро от нас уходит. 29 апреля – последний день моей работы в фонде. Я благодарен настоящим героям-создателям Инновационного центра, инфраструктуры поддержки инноваций, благодарен героям-бизнесменам, с которыми я работал! Я благодарен коллегам из СМИ за возможность увидеть героев!