В Ельцин-центре поздно вечером завершилось общественное обсуждение новой концепции благоустройства набережной Исети от Куйбышева до Малышева.
Среди присутствующих было множество общественников, строители и архитекторы, представители мэрии и депутаты, и дискуссия развернулась бурная.
Напомним, набережную хотят успеть облагородить к ЧМ-2018, при этом капитальных работ – кроме двух новых мостов недалеко от Малышева и Куйбышева – не будет: проектировщики – московское КБ "Стрелка" и местное архитектурное бюро "Оса" – предложили решить существующие проблемы территории с помощью озеленения, ландшафтного дизайна и улучшения доступа к общественным пространствам, чтобы максимально оживить берег реки.
Правда, концепция благоустройства набережной в этом контексте вызвала разочарование у ряда присутствующих – так, депутат гордумы Константин Киселев дал понять, что в данном случае благоустройство было бы лучше применить к другому, неблагоустроенному участку набережной – например, за Куйбышева, а берег между Малышева и Куйбышева на фоне других мест и без новых работ выглядит неплохо.
Во-вторых, представителям архитектурных бюро (а заодно и мэрии) пришлось не раз объяснять, что, к сожалению, сплошной связи набережной – чтобы можно было, не вылезая на проезжую часть, пройти или проехать на велосипеде по берегу от Плотинки через Малышева до Куйбышева и дальше – в ближайшее время не будет, хотя набережная и рассматривается как часть будущего общего маршрута от Екатеринбург-сити до ЦПКиО. Набережная Куйбышева-Малышева останется изолированной – хотя будут и меры по смягчению этой изоляции.
На то, чтобы пробить "туннели" в мостах, требуется длительное планирование и большое финансирование. А программа по благоустройству берега на 400 миллионов (200 из регионального бюджета, 200 из федерального) рассчитана на "здесь и сейчас". Да и без мостов, чтобы успеть получить федеральное финансирование проекта, следует торопиться. К тому же мост на Малышева является памятником архитектуры, и поэтому с ним согласовать переустройство будет ещё сложнее.
Решение с мостом на Куйбышева нашли такое: под ним должен пойти понтонный мост, который в первую очередь свяжет берега Исети, ну а во-вторую разные участки одного берега под мостом, чтобы можно было там пройти, не поднимаясь и не переходя Куйбышева.
С мостом на Малышева такое, к сожалению, не пройдёт: там слишком низкая арка, чтобы завести пешеходный поток. Так что по крутому берегу со стороны Горького пустили пологий "пандус" – дорожку, которая должна облегчить выход на Горького и Малышева к существующему регулируемому пешеходному переходу. На другой стороне набережной, там, где ГЦСИ и полпредство, тоже "нарисовали" пешеходный переход ближе к мосту, однако на вопрос, будут ли на Малышева ради удобства гуляющих установлены новые светофоры, вице-мэр по капитальному строительству администрации Екатеринбурга Алексей Белышев однозначно ответил, что это невозможно. На Куйбышева, кстати, тоже наметили "лишний" пешеходный переход, чтобы увеличить связность – но всё это должна одобрить мэрия и ГИБДД. А это вызывает большие вопросы.
Так или иначе, данные работы всё равно находятся за рамками благоустройства – хотя у многих горожан, да и чиновников на "предпоказе" концепции в мэрии возникал вопрос о временном характере большинства применяемых на набережной мер. Но и многие идеи формирования среды были приняты не на ура. Например, неоднократно спрашивалось о том, как территория будет "работать" в зимнее время – ну, или хотя бы в осеннее: должно быть больше крытых пространств, веранд и навесов.
Разработчики пообещали рассмотреть этот вопрос, а вот про обогреваемые общественные пространства сразу ответили: нет, такого не будет. Художник Лени Сморагдова – а вслед за ней и множество других участников обсуждения – высказали претензии к детской площадке, которую запроектировали у Куйбышева: по мнению многих, её место – не возле загазованной магистрали, где даже озеленение начнёт спасать ситуацию только лет через 30, когда вырастет.
Площадку – или хотя бы её часть – предложили перенести, например, к ГЦСИ. Возникли вопросы к парковке на Горького возле памятника The Beatles: дело в том, что в рамках новой концепции она полностью исчезнет. Что вызвало недоумение у многих присутствующих, поскольку это почти единственное место, где в этом районе можно поставить машину – в том числе и тем, кто приедет сюда погулять или посидеть в кафе. Хотя ответ на это был дан сразу: как сообщили проектировщики и подтвердили чиновники мэрии, сейчас существует новый проект улицы Горького с небольшим изменением ее трассировки и организацией парковочных мест, в том числе вдоль неё.
Вопросы вызывала и близость Дендропарка – к счастью, на слушаниях присутствовала директор Дендропарка Светлана Раскостова. Территория Дендропарка с редкими растениями и деревьями закрывается в 10 вечера – поэтому, например, с проектировщиками оперативно обсудили новое прохождение новой аллеи-велодорожки у Куйбышева, пустив ее в обход парка – чтобы вечером велосипедисты не оказывались в тупике. Кстати, предполагается, что Дендропарк получит ограждение, а заодно и хороший вход перед мостом на Карла Маркса.
Новые мосты тоже не получили однозначного одобрения – ведь по сути это дублёры Малышева и Куйбышева, расположенные рядом с ними, в то время как перейти реку там можно и по существующим мостам. Мосты предлагали подвинуть – от варианта отнести подальше до варианта повесить их впритык на большие мосты (а в перспективе убрать тротуар с автомобильного моста, чтобы его расширить, хотя это скорее из ряда фантастики). Расположение нового моста параллельно Малышева подверглось критике еще и за то, что он меняет историческую панораму места, перекрывая старый мост.
Прозвучало множество вопросов по идеологии проекта: в той или иной форме о том, что следовало сильнее учесть культурный потенциал места, высказывались и градозащитница Марина Сахарова, и директор музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский, и другие участники обсуждения: предлагались и информационные стенды, и инсталляции с использованием мотивов промышленной истории места.
Скейтеры и роллеры просили не использовать мощение (чтобы было легче кататься), ну а еще многие советовали предусмотреть прямо на набережной возможность зарядить гаджеты – от смартфона до гироскутера. Один из участников также отметил, что будущую площадь возле ГЦСИ было бы неплохо защитить от присутствующего в этом месте постоянного неприятного запаха подземной реки, которая идет по коллектору – например, высадкой хвойных растений.
Предложения екатеринбуржцев будут изучаться – участники обсуждений заполнили анкеты, а обсуждение фиксировалось видеозаписью. Кроме этого, до 22 мая все еще принимаются замечания от горожан в письменном или графическом виде.