E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

пасмурно, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

южн.

747мм 64%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Мой дом Полезные статьи Послать на три буквы

Послать на три буквы

Сегодня мы расскажем о том, что долгие годы после введения ОСАГО тщательно скрывают все без исключения страховые компании — о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля. Распространение этого требования теперь и на сферу добровольного страхования КАСКО — еще одна пренеприятнейшая история для страховщиков и хорошая новость для автовладельцев. За что нам регулярно недоплачивают, разбиралась ТАТЬЯНА ПИСКУНОВА, журнал «ГАИ».

Кратким курсом



Итак, сначала краткий курс капиталистической экономики. Что такое УТС? Утрата товарной стоимости автомобиля — это уменьшение его стоимости, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида и эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, лакокрасочного покрытия вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Проще говоря, если вы или вам стукнули машину, то даже после очень качественного ремонта и замены поврежденных деталей на абсолютно новые при продаже цена битой машины будет ниже цены аналогичной машины, которая не побывала в аварии. Вот эту разницу в цене и называют утратой товарной стоимости.

А теперь, после введения в общий курс экономики, — основное правило современной российской политэкономии: ни одна страховая компания в добровольном порядке УТС еще ни разу никому не выплатила. Ни в каком виде — ни в полном, ни в урезанном. Ну кто из вас вспомнит хотя бы одну одобренную страховщиком выплату, в которой бы фигурировала строка «возмещение УТС»? Никто и никогда: политика страховых компаний — сохранить это в глубокой тайне от автовладельцев и экономить на выплатах.

Более того, буквально с первого дня введения ОСАГО юристы страховых компаний, погружаясь в терминологические дебри и жонглируя сложными правовыми понятиями и определениями, пытаются доказать друг другу и нам с вами, что никакую утрату товарной стоимости они компенсировать автовладельцу не обязаны. Мы не будем вслед за ними влезать в эти профессиональные дискуссии, а скажем совсем о другом: их коллеги по студенческим годам, тоже дипломированные юристы — судьи — придерживаются кардинально противоположной точки зрения. И при обращении автовладельца в суд с требованием взыскать помимо выплаты на восстановительный ремонт после ДТП еще и утрату товарной стоимости автомобиля, всегда встают на его сторону.

До нынешнего года это касалось только обязательного страхования автогражданской ответственности. То есть в судебном порядке стребовать УТС можно было только со страховой компании виновника аварии, соответственно, только в том случае, если не вы были виновником повреждения вашего автомобиля. С нынешнего года это правило стало универсальным и распространилось также на сферу добровольного страхования. Утрата товарной стоимости автомобиля признана составной частью ущерба, причиненного при повреждении транспортного средства, и должна выплачиваться страховщиком автовладельцу.

Первое дело



Итак, 30 января 2013 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Обзор Верховного Суда по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, который и положил начало взысканию утраты товарной стоимости автомобиля по КАСКО. Как известно, постановления и решения ВС являются «руководством к действию» для нижестоящих судов — районных, областных и т.п.

Интересно, что в Екатеринбурге специалисты компании «Авторемесло» попытались взыскать УТС со страховой компании в пользу своего клиента еще до выхода в свет обзора Верховного Суда. Дело было так. Девушка на Toyota RAV4 задела створку ворот и повредила автомобиль. Кроссовер был застрахован по КАСКО, но компания назначила смехотворно маленькую сумму выплаты — 14 298 руб. Тогда девушка и обратилась к автоюристам: в результате независимой оценки было установлено, что реальный ущерб составляет 42,5 тыс. руб. Железнодорожный суд Екатеринбурга, где рассматривался иск, согласился с этой оценкой и постановил взыскать со страховой компании все — недоплату, 50%-ный штраф на недоплаченную сумму, расходы за услуги юриста и даже компенсацию морального вреда. Все, кроме УТС. Примечательно, что решение районного суда было вынесено буквально на следующий день после решения Верховного Суда — 1 февраля 2013 г., и, видимо, судья просто не успела ознакомиться с вышедшим обзором.

Это было первое в Екатеринбурге дело по взысканию УТС по КАСКО. Как рассказал специалист компании «Авторемесло» Максим Князев, завершилось оно полной и безоговорочной победой в борьбе с незаконными действиями страховщика, но затянулось чуть дольше, чем рассчитывали юристы. Им пришлось подавать жалобу на постановление суда первой инстанции, и окончательное решение вынесла уже Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда. Она, естественно, признала требование по возмещению УТС законным и обязала страховую компанию выплатить владельцу RAV4 еще почти 14 тыс. руб.

Сейчас проблем со взысканием УТС по КАСКО не возникает: в районных судах (судах первой инстанции) уже сформировалась довольно обширная практика, ведь страховые компании по-прежнему признают право автовладельца на такого рода выплаты только в судебном порядке.

Еще один момент, который необходимо помнить каждому автолюбителю, — на выплату утраты товарной стоимости реально могут претендовать только владельцы достаточно новых автомобилей. УТС рассчитывается для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, для автомобилей отечественного производства — не старше 3 лет при условии износа транспортного средства не более 40%. На автомобили старше этого возраста утрата товарной стоимости может быть начислена, если они имеют небольшой пробег и общий износ составляет менее все тех же 40%. Что касается размера УТС, то он зависит от многих факторов — от вида и объема необходимого восстановительного ремонта пострадавшего в ДТП авто, от размера его амортизационного износа, от стоимости нового автомобиля такой же модели.

ЦИТАТА

Из определения Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда:
«Утрата товарной стоимости не может быть признана самостоятельным страховым риском, она является составной частью страхового риска «Ущерб», поскольку при наступлении страхового случая входит в объем материального ущерба, причиненного транспортному средству в связи с повреждением в результате дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору добровольного страхования».

ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ

Утрата товарной стоимости — это скидка, которую вынужден делать автовладелец при продаже битого автомобиля по отношению к среднерыночной цене на данную модель. Размер скидки рассчитывает независимый оценщик. Взыскать утрату товарной стоимости можно даже в том случае, если автомобиль уже отремонтирован или продан, так как сумма УТС определяется на день ДТП.

Материал подготовлен журналом "ГАИ".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления