E1
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+15°

облачно, без осадков

ощущается как +11

6 м/c,

с-з.

736мм 59%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Мой дом проблема «Пахло плесенью, болотом, трупами животных». Как жители уральского города кинулись судиться с коммунальщиками

«Пахло плесенью, болотом, трупами животных». Как жители уральского города кинулись судиться с коммунальщиками

Они требуют компенсации за то, что несколько месяцев из кранов бежала не та вода

Рассказываем, как история с дурно пахнущей водой дошла до суда

Жители Первоуральска подают массовые иски в суд к коммунальщикам. На протяжении нескольких месяцев у них из кранов бежала жуткая, грязная вода с дурным запахом. При этом коммунальные платежи приходили на такие суммы, будто ничего и не произошло. В ситуацию вмешались прокуратура и Роспотребнадзор, и руководство «Водоканала» оштрафовали.

Но на этом дело не закончилось. Теперь люди требуют компенсации морального вреда. На сегодняшний день около 200 человек подали или готовят иски, требуя по 50 тысяч рублей. Если эти требования полностью удовлетворят, для городского предприятия это будет сродни разорению. Эта коммунальная история — пример того, как законными методами можно и нужно отстаивать свои права в сфере ЖКХ.

Ни один кондиционер не мог победить запах падали

Начнем с прошлогодней истории. Мы рассказывали, как семья из Первоуральска отсудила у ресурсной компании «Т плюс» (принадлежит группе компаний «Ренова», которую контролирует олигарх Виктор Вексельберг) компенсацию морального вреда за то, что годами у них из кранов бежала холодная «горячая» вода. Ее температура не соответствовала нормативам. Чтобы набрать более-менее теплую ванну, нужно было пропускать воду часами. Счетчик в это время мотал траты, хотя часто даже это не помогало.

После выигранного дела обращения в суд посыпались от других жителей, и вот сейчас суды будут завалены исками по новому серьезному коммунальному поводу. На этот раз главный ответчик — городской «Водоканал». Первые иски по этому поводу снова пришли от общественницы Натальи Крыловой. Она — бывший депутат, сейчас в декрете. Вообще, на предприятии ее уже знают. Правда, повод для знакомства был не очень приятный. Какое-то время назад общественница принесла ведро нечистот в приемную директора «Водоканала», так хотела донести до руководства проблему с канализацией в одном из домов. Ведро опрокинулось, Наталью оштрафовали за мелкое хулиганство. Сейчас старые методы (надеемся) забыты, тем более что есть законные и разумные методы, и они вполне действенны.

Наталья дает пошаговую инструкцию, как подать в суд, если коммунальные услуги некачественные. Если проблема массовая, делать это нужно коллективно

— Всё началось летом. У нас родился ребенок, после роддома мы заехали в только что отремонтированную квартиру и сразу начали чувствовать резкий затхлый запах. Пахло плесенью, болотом, трупами животных, какой-то падалью. Сначала думали: может, неправильно сделали ремонт, не избавились от старой плесени в ванной, — рассказывает Наталья Крылова. — Но потом поняли, что пахло от свежевыстиранных вещей.

Очень быстро выяснилось, что всё дело в водопроводной воде. Точно такая была и у других горожан, живущих в соседних домах, и в других районах.

— В разных частях города вода была разная. Где-то из кранов бежала желтая, где-то — белая с песком, у кого-то из жителей бежала коричневая, — рассказывает Наталья. — Причем могло быть так: одну неделю одна грязная вода, через неделю уже другая грязь. Или, бывает, сначала бежит нормального цвета, а через несколько минут уже коричневая. Спускаешь воду, а от нее на дне и стенах ванны жирный масляный осадок. И всегда этот резкий запах падали, ни один кондиционер не мог его победить. Люди писали в соцсетях, как безуспешно пытались перебить его средствами, отдушками.

При этом плату жильцам начисляли по полной, как за чистую воду. Люди начали возмущаться в соцсетях, выкладывать видео и фото.

— Мы не понимали: всего год назад в городе построили фильтровальную станцию за 650 миллионов рублей! Начали шуметь. Со мной тогда связался рабочий городского «Водоканала», выдать его имя не могу. Объяснил следующее: станция фильтрует 10%, остальное просто обеззараживается специальными веществами и дается нам. Отсюда такой запах у воды, даже если у кого-то она и бежит прозрачная. Объяснил, что такие станции ставят на чистую воду из скважин, чтобы очистить от солей, накипи, избавить от излишней жесткости. А тут поставили на достаточно болотистую местность, на пруд. Мембраны забиваются илом и не фильтруют, поэтому бывает вода прозрачной, но пахнет реагентами.

Люди выкладывали вот такие фото в соцсетях

А почему вода коричневая бывает, объяснил?

— Говорит, когда начались жалобы, не стали использовать фильтровальную станцию, якобы слили пруд (это лишь версия; власти и экологи говорили, что пруд мог обмелеть из-за засушливого лета. — Прим. ред.). То есть станция не используется по уважительной причине. Стали брать воду из соседней Ревды. Воду там, видимо, дают чистую, но бежит она до нас по водоводу, который, как оказалось, не использовался семь лет. Там грязь, трупы животных, плюс непорядочные коммерсанты, бывает, сливают туда отходы с ассенизаторских машин. Объяснил, что трубы надо было сначала отремонтировать, промыть, а потом уже пускать людям. На время промывки воду надо было перекрыть, объяснить всё людям и сделать перерасчет.

По 15 тысяч за жуткую воду

Когда стало понятно, что проблема носит серьезный и массовый характер, ситуацией заинтересовались надзорные органы. Роспотребнадзор сделал пробы воды, подтвердив, что она ненадлежащего качества, прокуратура вышла в суд. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело по части 1.1 статьи 293 УК РФ «Халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба». Жителям сделали перерасчет платы за воду на сумму более 5,2 миллиона рублей, говорится в сообщении областной прокуратуры.

— Звучит внушительно, но на деле суммы незначительные. Перерасчет сделали за июль, за холодную воду. Если разделить на всех жителей города, будет всего примерно по 40 рублей. У нас, например, вышло 100 рублей, — объясняет наша собеседница. — Руководство «Водоканала» по итогам суда оштрафовали на 25 тысяч рублей; возможно, этот штраф не единственный. Этот иск прокуратуры сыграл свою нужную и важную роль в истории: по факту, это признание вины ответчика.

Жители Первоуральска теперь могли подавать иски в суд о компенсации морального вреда. Основание для иска — документ об экспертизе воды и пробы Роспотребнадзора.

— Сделать экспертизы достаточно легко: звонишь в СЭС, делаешь заявку, стоит это четыре тысячи рублей. Можно заплатить лично, а потом взыскать через судебные издержки. Или несколько жильцов могут скинуться и взять одну пробу в подвале, на входе трубы в дом. Эту экспертизу может использовать весь дом. Можно собрать подписи и обратиться в управляющую компанию с просьбой сделать пробы, и, если УК заинтересована, они сами всё организуют. У нас в городе некоторые управляющие компании сами стали делать экспертизы, — делится Крылова.

Если нет прямого договора с поставщиками услуг, а есть лишь договор с УК, то иск придется предъявлять именно коммунальной компании.

— Да, они, по сути, в нашей ситуации ни при чём, но такой порядок: договоры заключали с ними. Впрочем, важно подать иск, а дальше уже разбирается суд и привлекает других ответчиков: «Водоканал» и теплоснабжающую компанию «Т плюс».

Всего, по словам Натальи, на сегодняшний день готовят или уже подали около 20 коллективных исков — это около 200 жителей города. Люди требуют взыскать с коммунальщиков по 50 тысяч компенсаций морального вреда за то, что им пришлось несколько месяцев терпеть жуткую воду. Недавно были вынесены первые решения. Суд удовлетворил требования частично, снизив суммы компенсации до 15 тысяч рублей.

Где-то из кранов бежала желтая вода, где-то — белая с песком

— Первыми судиться пошли старшие по дому, попробовали. Сейчас все желающие также пойдут по этим же схемам, — поясняет Наталья. — В каких-то исках поставщиков обязуют выплатить моральный ущерб от 5–10 тысяч и перерасчет. По нашему личному иску после апелляции было принято решение сделать стопроцентный перерасчет за три года всей коммуналки, это суммы гораздо значительней компенсаций, назначенных ранее. Вообще, подобные иски, если они коллективные — законный и очень действенный метод воздействия, чтобы добиться качественных услуг. Незначительные штрафы не стимулируют исправить нарушения, в отличие от массовых выплат компенсаций.

Ситуация с чистой водой в городе сейчас понемногу выправляется.

— Бывает, бежит чистая, иногда снова портится, становится желтоватая, но уже без жуткого запаха и масляных осадков, — говорит Крылова. — По поводу холодной «горячей» воды срок устранения нарушений — 31 декабря. Началась реконструкция. Где-то в домах уже бежит нормальная горячая вода, где-то по-старому. Но сказать, что ничего не делают, будет неправильно, просто сроки исполнения решения еще не вышли.

Общение министра ЖКХ и жителей города в соцсетях. Люди не приняли шутки

Год назад мы попросили прокомментировать историю с коммунальными исками в Первоуральске заместителя председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлану Разворотневу. Она отметила, что это действенный способ, и «люди поступают абсолютно правильно», однако пояснила, что у этого есть и другая сторона.

— Это, конечно, метод борьбы потребителей. Но эти проблемы возникают не потому, что коммунальщики намеренно не хотят предоставить качественную услугу или просто пренебрегают своими обязанностями, а из-за того, что коммунальные сети у нас находятся в крайне плохом состоянии, — объясняла депутат. — К сожалению, чем больше штрафов приходит нашим ресурсникам, тем меньше денег остается на ремонт, не говоря уже о модернизации.

В том же Первоуральске «Водоканал» — муниципальное предприятие, оно работает без привлечения частного бизнеса. Многочисленные иски от горожан и штрафы по ним — немалая финансовая нагрузка на бюджет. Впрочем, на жителях финансовая нагрузка не меньше — счета за коммуналку, особенно в старом жилом фонде, приходят немалые.

Проблему ветхого гнилого оборудования пытаются решить, привлекая частный бизнес. Согласно договору концессии, частный инвестор вкладывает средства в государственное имущество, а за это получает возможность эксплуатировать объект и пользоваться доходами от него.

Недавно свердловский губернатор Куйвашев на прямой линии, как раз обсуждая ситуацию в Первоуральске (там снова случилась коммунальная беда, несколько дней город был вообще без воды), предложил отдать частным инвесторам коммунальные предприятия в регионе на условиях концессии. За выполнением условий должна следить прокуратура, чтобы коммерсанты не только извлекали выгоду с немалых коммунальных платежей, но и вкладывались в развитие.

Кстати, из-за этой ситуации в центре скандала оказался областной министр ЖКХ Николай Смирнов. Он опубликовал на своей странице в соцсети серию красивых карточек в честь Всемирного дня мониторинга качества воды. Когда жители Первоуральска в ответ рассказали о своей проблеме и о работе местных коммунальщиков, он попытался призвать людей не ссориться, посоветовав прочитать «Маугли»:

«Там во время несчастья — засухи — даже звери не нападали друг на друга. Сейчас такое же несчастье в Первоуральске — пересох водоем, из которого подается вода. Засушливое лето — это природное явление», — написал министр.

Но люди, живущие не в джунглях, а в городе, шутку над своей проблемой восприняли очень болезненно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления