Об этой ситуации на железнодорожном переезде под Екатеринбургом мы пишем сейчас, когда ещё можно спасти людей. Чтобы не писать потом, когда спасать будет уже поздно...
На ж/д переезде станции Арамиль – Седельниково близ арамильского Мельзавода водители постоянно ездят на красный свет, слыша при этом звуковой сигнал о прибытии поезда. Поезда тут ходят с регулярностью 15-20 минут. Машинопоток относительно небольшой, однако и в "лайт" режиме всё понятно сразу: более половины водителей спокойно нарушают правила, многие делают это по "стадному принципу" – "впереди едут на красный, я тоже поеду".
Главная причина, по которой водители так делают, – ненастроенность светофоров, об этом говорят сами нарушители. Они не хотят стоять часами в ожидании зелёного сигнала.
– Тут такое постоянно! – сокрушается водитель одной из остановившихся сегодня на переезде машин. – Круглосуточно все ездят на красный свет. Поезда не влезают на станцию, вот светофор и горит красным. А в объезд ехать – это крюк через Бобровский 8-10 километров.
Особая опасность на этом перекрёстке возникает ночью: фонари очень слабо освещают путепровод, и водители, привыкшие ехать на красный, могут поезд просто не заметить. Так здесь произошло полтора года назад. 19 мая 2013 года Great Wall Hover выехал на запрещающий сигнал светофора и был сбит поездом. Машину протащило 150 метров, водитель погиб.
Тогда после расследования в областной ГИБДД заявили: "Причиной аварии стали дефекты дорожного полотна и необоснованное (1 час) удержание железнодорожного переезда в закрытом состоянии из-за отстоя железнодорожных составов вблизи переезда. По результатам проверок филиалу ОАО "РЖД" было выдано предписание об устранении дефектов дороги и вынесено представление об исключении фактов необоснованного удержания переезда в закрытом состоянии".
Повышенную опасность перекрёстка подтвердил один из работников местной станции. По его словам, на станции давно нет "переездного" – железнодорожника, отвечающего за переключение сигнала. Также он говорит, что полицейские постоянно стоят возле переезда и всех штрафуют, но на ситуацию повлиять не могут. Или не хотят.
– Местные давно тут так ездят, – говорит работник. – Я сам лично полицейским много раз про эту ситуацию говорил. На станции нет "переездного", чтобы что-то изменить. А поезда действительно на станцию не влезают, из-за чего постоянно горит красный свет.
Проблемный переезд, на котором полтора года назад была авария, хорошо знаком сотрудникам областной ГИБДД. К аварийным или опасным его в ведомстве не относят, а ситуацию контролируют постоянными предписаниями СвЖД и патрулированием.
– Нам известно о ситуации, сложившейся на переезде у Мельзавода, когда запрещающий сигнал горит неоправданно длительное время. После прошлогоднего ДТП, которое унесло жизнь человека, в адрес ОАО "РЖД" было направлено представление об устранении нарушений. По имеющейся у нас информации, ОАО РЖД" издали приказ, запрещающий машинистам останавливаться на датчиках светофора. Кроме того, в ходе обсуждения железнодорожники приняли решение построить участок дороги, который пройдёт под железнодорожным мостом и исключит пересечение проезжих частей, его строительство начнётся летом 2015 года. Строить участок должно само ОАО "РЖД". Что касается нынешнего патрулирования этого переезда, оно ведётся в обычном режиме. Участок не является аварийно-опасным, – сказали в областной ГИБДД.
Ситуацию с переездом прокомментировали в СвЖД. Судя по всему, как и для ГИБДД, для СвЖД этот участок тоже не является проблемным. Как сообщили нам в пресс-службе Свердловской железной дороги, опасный переезд не требует наличия на нём дополнительного работника:
– Железнодорожный переезд 69 км перегона Седельниково – Арамиль (Екатеринбургский регион СвЖД) относится к 3 категории. Интенсивность движения по переезду составляет 85 поездов, 1 045 единиц автотранспорта в сутки. Согласно нормативным документам, обслуживание переездов дежурным работником устанавливается только на переездах 1 и 2 категории.
Насчёт долгого светофора железнодорожники ответили весьма "туманно": разработан некий "особый порядок следования поездов", и лучше сделать, судя по всему, нельзя.
"В 2014 году замечаний по содержанию данного переезда получено не было. Для исключения длительного занятия железнодорожных переездов на участке Арамиль – Решеты – Седельниково – Хрустальная на СвЖД установлен особый порядок следования грузовых поездов. Разработанный порядок определяет места остановок грузовых поездов в зависимости от показаний проходных светофоров", – говорится в ответе на наши вопросы о том, почему "хвосты" поездов мешают переключению светофоров и что с этим можно сделать.
Летнее видео: из-за стоящего около переезда поезда не переключается светофор.
Трагедии на железнодорожных переездах не редкость в Свердловской области. Однако вину в подобных ДТП постоянно перекладывают только на водителей. Так, на днях представители Свердловской железной дороги официально прокомментировали ДТП, которое произошло накануне на железнодорожном переезде между станциями Решеты и Седельниково. Напомним, что пять дней назад под Екатеринбургом близ села Горный Щит произошла авария на железнодорожном переезде. На выезде по улице Тополиной столкнулись грузовой поезд с 70-ю вагонами и самосвал Howo, гружёный грунтом и выехавший на путепровод в тот момент, когда там ехал поезд. По словам начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова, виновным в конкретно этой аварии и подобных ДТП являются водители, не соблюдающие ПДД.
– По статистике РЖД, в целом с начала года, включая вчерашний случай, на СвЖД произошло 3 ДТП при пересечении водителями автотранспортных средств железнодорожных переездов (за аналогичный период 2013 года – 7 случаев). При этом один человек погиб (за аналогичный период 2013 года пострадали 4 человека, один погиб). Все ДТП произошли по вине водителей автотранспорта по причине выезда на переезд при запрещающем показании переездной сигнализации, – сообщается в письме от Свердловской железной дороги.
Одним из путей решения проблемной ситуации с ДТП на пересечениях "путепровод-дорога" железнодорожники считают строительство новых развязок.
– При росте интенсивности движения поездов единственным гарантированным решением проблемы является строительство путепроводов с ликвидацией пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне. Строительство автодорожных путепроводов снизит аварийность и нагрузку на инфраструктуру, – резюмировали представители СвЖД.
Фото и видео: E1.RU