Вот уже пару лет в начале каждого года эксперты осторожно говорят о том, что авторынок вот-вот оживёт. Но пока этого не происходит – за 10 месяцев этого года продажи упали на 13,3% – до 1,3 миллиона машин.
Вполне логично, что в этой ситуации в Екатеринбурге сокращается количество автосалонов – одни находятся в стадии банкротства, другие – выставлены на продажу. Впрочем, есть и исключения. Например, на прошлой неделе "Автобан" торжественно открыл салон Kia. Правда, они не стали строить новое здание, а использовали площади, которые раньше занимали Opel и марки GM (они фактически полностью покинули российский рынок).
Кроме того, "Автобан" фактически заменил дилера Kia, который принадлежал холдингу "Оками". В конце прошлого года они приняли решение отказаться от дилерства и открыли на его месте BMW. Такая вот рокировка.
E1.RU пообщался с управляющим директором Kia Motors Rus Александром Мойновым, который рассказал о том, как чувствует себя корейский производитель во время нынешнего кризиса и привыкли ли покупатели к новым ценам.
– Насколько результаты продаж в 2016 году совпадают с теми ожиданиями, которые были в начале года?
– Рынок демонстрирует динамику чуть хуже, чем мы ожидали. Если в январе все автопроизводители соглашались с тем, что будет продано около полутора миллионов автомобилей, то сейчас речь идёт о 1,4 миллиона.
При этом не могу сказать, что Kia Motors Rus не выполняет поставленные на этот год задачи. Скорее всего, мы их выполним. Плюс к тому нам удалось нарастить долю на российском рынке – было 9,6%, а теперь 10,6%. В октябре рыночная доля Kia в России достигла рекордного значения за всю историю нашей компании – 11,9%.
– При этом Kia находится на третьем месте по обороту от продаж в деньгах.
– Да, вы правы. Некоторые более дорогие бренды нас опережают по этому показателю.
– А на следующий год как смотрите?
– Пока ещё рано делать прогнозы, так как непонятно, каким образом будет организована система господдержки. Мы рассчитываем, что она будет продолжена. Для индустрии это очень важный фактор.
– А если поддержка сохранится?
– Тогда, на мой взгляд, рынок чуть-чуть подрастёт. Можно говорить о 3–7%. Вместе с рынком мы ожидаем и небольшого роста продаж автомобилей Kia в России при условии сохранения мер господдержки и начала восстановления рынка в 2017 году.
– Как считаете, насколько важна господдержка?
– Безусловно, без господдержки было бы сложнее. Самая эффективная программа для бизнеса Kia в России – государственная программа льготного автокредитования. У нас на кредиты приходится 30% продаж, а из них около 80% – субсидируемые кредиты с более низкой ставкой (от 7,7% годовых).
– Насколько наш город важен для Kia?
– Kia занимает третье место среди всех брендов и второе место среди иностранных брендов по объёмам продаж новых автомобилей в Екатеринбурге. Это самый большой город в Уральском федеральном округе, он очень важен для нас. Но при этом в целом на Урале наши показатели несколько выше, чем в Екатеринбурге. Мы лидируем среди иностранных брендов по продажам в Уральском федеральном округе. Осознавая имеющийся потенциал для роста в Екатеринбурге, мы и открыли нового дилера именно в этом городе.
– Но буквально напротив этого центра несколько месяцев назад закрывался дилер Kia, который принадлежал "Оками".
– Новый дилерский центр "Автобан-Kia" – это замена прекратившему работу дилеру. И мы видим после нескольких месяцев работы нового дилера, что наши продажи увеличиваются. Это значит, что мы выбрали сильного и опытного партнёра.
– А каково соотношение открытых и закрытых салонов в России?
– Количество дилерских центров Kia в России осталось примерно на том же уровне, что и в прошлом году. Просто в некоторых регионах происходит замена.
– Средняя цена продаваемых в Екатеринбурге Kia – чуть больше миллиона рублей. Наверное, года за три эта цифра сильно увеличилась.
– Цены в целом по рынку выросли примерно на 35–37%. Цены на автомобили Kia при этом выросли не столь значительно – где-то на 23–25%. Повышение цен связано исключительно с курсом валют.
– Я машину покупал до кризиса. И для меня психологически очень сложно привыкнуть к ценам, которые сейчас. Сколько времени потребуется, чтобы покупатели привыкли к новым ценам?
– Я думаю, что люди уже привыкли к новой стоимости автомобилей. Если мы с вами посмотрим, насколько изменился курс доллара, то мы увидим, что автомобили до сих пор недооценены. Если в среднем по рынку цены выросли примерно на 35–37%, то доллар подорожал в два раза.
– Но зарплаты в России в рублях.
– Согласен, но, несмотря на то, что все модели Kia, кроме Picanto, сейчас производятся в России, цены растут в том числе и на комплектующие, даже локализованные. Отсюда и увеличение конечной стоимости продукции.
– Когда рынок вернётся к показателям 2008–2009 годов?
– Сейчас аналитики говорят, что это случится не раньше 2020 года. К этому моменту рынок должен преодолеть планку в два миллиона автомобилей.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Инфографика: Пётр ГИНДИН/ E1.RU