
Что никогда не спросит настоящий сотрудник и как себя вести, если все-таки стали жертвой злоумышленников
Финансовое мошенничество стало довольно острой проблемой. Злоумышленники придумывают всё новые нелегальные схемы и операции с банковскими картами, электронными кошельками и счетами россиян. Но клиентам Уралсиба не о чем беспокоиться: особое внимание банк уделяет безопасности клиентов. Как компания защищает своих пользователей, рассказала исполнительный директор Урало-Сибирского макрорегиона банка Уралсиб Наталья Голубева.
— Почему количество финансовых преступлений только растет?
— Сегодня онлайн-покупки стали важной частью жизни человека. Ежедневно через интернет проводится так много операций, что люди просто стали менее бдительны. Причем это касается не только возрастной группы 50+, но и молодежи.
— Какие схемы чаще всего используют мошенники?
— Один из популярных способов — ложное продление договора обслуживания у оператора связи или банка. Мошенники информируют об окончании срока действия договора, а для пролонгации просят назвать данные карты, коды из SMS, включить демонстрацию экрана на телефоне.
Также часто встречается такая схема: вам звонят и утверждают, что некто пытается взломать ваш личный кабинет на «Госуслугах» или в приложении банка. Запугивая, мошенники начинают торопить собеседника и принуждают перевести средства на «безопасный счет».
Представляться при этом могут кем угодно — и полицией, и ЦБ, и оператором связи, и сотрудником «Госуслуг».
В топе распространенных способов — предложение перевести средства на платформу для инвестиций. Среди популярных схем также встречаются фишинговые сайты (сайты-двойники), небезопасные ссылки с просьбой проголосовать за ребенка, помочь в сложной ситуации, предложением присоединиться к легкой удаленной работе. Из свежего — требование установить новое приложение банка.

Стоит тренировать бдительность и развивать критическое мышление
— Как обезопасить себя и близких и не стать жертвами мошенников?
— Основных правил не так много. Не нужно сообщать одноразовые коды из SMS, полные реквизиты карт и пин-коды, скачивать неизвестные приложения, включать демонстрацию экрана и переходить по подозрительным ссылкам. Совершайте покупки только на проверенных сайтах и крупных маркетплейсах, но в любом случае карту лучше не привязывать. Еще один совет — придумайте хороший, сложный пароль. А контролировать ситуацию поможет регулярный просмотр истории ваших денежных операций.
— Что делать, если мошенник представляется сотрудником банка? Как определить, действительно ли разговаривает специалист или человек на другом конце провода пытается вас обмануть?
— Есть моменты, которые сотрудники банка действительно могут уточнить. Это цель и детали проведения операции, кодовое слово при вашем обращении на горячую линию, последние 4 цифры карты или счета. Остальные данные настоящим сотрудникам не нужны. Если у вас пытаются узнать полные номера счетов, реквизиты карт, срок действия, CVC/CVV-код и пин-код, то это может быть одним из признаков мошенничества. Сотрудники банка также не будут просить назвать одноразовые коды из СМС-сообщений и push-уведомлений, логин и пароль для входа в онлайн-банк, принуждать к каким-либо действиям.
В ходе разговора также обратите внимание на поведение собеседника. Излишняя спешка и давление, угрозы и агрессия, соединение с другими коллегами, просьба сохранить тайну разговора — всё это вызывает подозрения и может указывать на то, что вы имеете дело с мошенником. При любом сомнении стоит положить трубку и обратиться в банк по горячей линии.
— Что делать, если осознал себя жертвой мошенничества, но уже слишком поздно? Куда идти и к кому обращаться?
— Если вы уже стали жертвой, то первым делом стоит заблокировать карту. Для этого нужно позвонить на горячую линию банка — нужный номер, как правило, указан на обратной стороне карты. Следующий этап — блокировка счета в мобильном приложении и получение выписки из банка о прошедшей операции. Финальный шаг — обратиться в полицию и написать заявление.

В Уралсибе безопасности обучают не только сотрудников, но и клиентов
— Как Уралсиб защищает своих клиентов от мошенников?
— В Уралсибе борьбе с мошенниками уделяют особое внимание. Чтобы она была эффективной, работает целая система, включающая в себя различные мероприятия, документы, регламенты и механизмы реагирования, которые постоянно актуализируются.
Еще один важный момент — менеджеры должны быть готовы психологически к разным ситуациям. Наши сотрудники в разных регионах — настоящие профессионалы. Это доказывают и награды от правоохранительных органов — за бдительность и предотвращение попыток мошеннических действий в отношении клиентов. С правоохранительными органами мы вообще сотрудничаем тесно. Регулярно проходят круглые столы с МВД и ЦБ о борьбе с мошенничеством — разбираем кейсы и повышаем эффективность работы.
Уралсиб идет в ногу со временем и старается внедрять новые технологии. Среди них — антифрод-системы, расширенная идентификация клиента, дополнительные коды для подтверждения операций. Уралсиб заблокирует подозрительную операцию, запросив при этом подтверждение клиента.
Также для сотрудников проводят специальные тренинги, на которых рассматривают разные варианты мошеннических схем и учат правильно реагировать в ряде ситуаций.
Отличительная черта Уралсиба заключается в том, что о методах защиты мы рассказываем и самим клиентам. Формат при этом может быть самый разный: от памяток и квестов до лекций. А в Новосибирске, например, у нас даже успешно реализовано обучение малышей финансовой грамотности.
ПАО «БАНК УРАЛСИБ»,
филиал в г. Екатеринбург, улица Розы Люксембург, дом 15;
дополнительный офис: Екатеринбург, улица Ильича, дом 71;
8 800 250-57-57;
8 800 200-55-20;
uralsib.ru.