небольшая облачность, без осадков

с-з.

Образование Уральские ученые стоят на пороге открытия: жесткие диски компьютеров

Уральские ученые стоят на пороге открытия: жесткие диски компьютеров

Жесткие диски компьютеров смогут хранить в тысячу раз больше информации.

Жесткие диски компьютеров смогут хранить в тысячу раз больше информации. Уральские ученые стоят на пороге открытия. Это стало возможно благодаря уникальным нано-микроскопам. Ими уже оборудована целая лаборатория Уральского госуниверситета.

На экране компьютеры можно увидеть человеческий волос, увеличенный в тысячу раз, а также точки и тире - поверхность DVD-диска. Это невозможно увидеть с помощьюљобычного микроскопа, но ученым Уральского Госуниверситета он теперь и не нужен. В лаборатории установили 5 новых сканирующих зондовыхљ- продукт развития российских нано-технологий.

"Именно сканирующие зондовые микроскопы - это те приборы, с помощью которых можно не только рассматривать объекты с нано-разрешением, но и управлять свойствами объектов с нано-разрешением. И измерять различные параметры - физические, химические - объектов также с нано-разрешением. То есть, можно сказать, что это главный прибор нано-технологий", - утверждает директор Уральского центра коллективного пользования сканирующей зондовой микроскопией Владимир Шур.

Всего же с помощью нано-микроскопа, можно измерить 50 различных свойств объекта. Лазерный луч, имеющий красный отсвет, сканирует движение крошечного зонда, невидимого человеческому глазу. Зонд не только передает информацию о свойствах объекта в компьютер, но и позволяет человеку манипулировать атомами и молекулами. Например, на том же волосе можно написать собственное имя, но у студента-физика Антона Иевлева цель гораздо серьезнее. Он уверен, что стоит на пороге открытия, которое перевернет представление о технологии хранения информации на компьютерных жестких дисках.

"Одно из направления нашей деятельности - это создание элементов сегнетоэлектрической памяти, которая позволит достичь небывалых плотностей хранения данных, которая достигает десятков террабит на квадратный сантиметр", - рассказал студент пятого курса физического факультета УрГУ Антон Ивлев. - Для сравнения скажу, что сейчас максимальная плотность хранения информации составляет 10 гигабит на сантиметр квадратный. Соответственно в 1000 раз больше".

Помимо микроскопов для лаборатории, УрГУ закупил еще пять устройств попроще, для обучения студентов. Выделение 50 миллионов на это стало возможно благодаря федеральному гранту на инновационно-образовательную деятельность. Теперь эта лаборатория считается самой оснащенной в стране, потому от нее и ждут новых открытий в наиболее перспективной научной отрасли.