Почему дети не хотят учиться? Сидят в телефоне и не верят, что хорошее образование — возможность высоких доходов в будущем. У них на уме гаджеты, фронтенд и бэкенд или гейм-дизайн. А по биологии тройка, которую они не спешат исправлять. Времена изменились, и сегодняшние школьники четко знают, что им интересно, а что нет. В системе, где нет индивидуального подхода и требуется быть одинаково сильным в математике, в химии и на физкультуре, таким детям бывает тесно и скучно. Новому поколению нужен более гибкий подход. Именно поэтому появляются альтернативные школы, где в центре системы стоит ребенок и его интересы. Руководитель такой частной школы в Академическом Наталья Риттель рассказала, как всего за один год меняются дети, попадая в совершенно другую образовательную среду.
Инновационная школа XXI века
Идея создать альтернативную школу родилась у Натальи Риттель после многолетнего наблюдения за выпускниками 9–11-х классов. А опыт преподавательской работы в педагогическом университете в Екатеринбурге, контрактная работа в Китае, частная и корпоративная практики преподавания английского языка позволили выстроить эффективную систему обучения в школе. Сегодня она руководит образовательным альянсом Rittel Group, в который, помимо школы, входит в том числе ЕГЭ-центр, специализирующийся на подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
— За годы работы ЕГЭ-центра мы видели много выпускников, и их уровень знаний и личностных качеств мне категорически не нравился. Тогда я загорелась идеей собственной школы. Мы решили создать современную инновационную школу Rittel School, где помимо освоения образовательной программы будет много программирования, иностранного языка, изучение графического дизайна, фотографии и развитие навыков, которые в обычной школе, по сути, никто не развивает, но которые очень нужны во взрослой жизни.
В чем отличие от обычной школы
Частная инновационная школа Rittel School занимает весь второй этаж в десятиэтажном здании на Краснолесья, 30. Общая площадь составляет 2000 кв. м. Для удобства детей она разделена на 4 блока: предшкола, начальная, средняя и старшая школа. У каждого блока своя инфраструктура, свое кафе и отдельный вход. Начальная и предшкола школа работает с 8 до 18:30 — это школа полного дня, которая отлично подходит занятым родителям. Старшие школьники находятся в школе, как правило, до 17:00. Всё домашнее задание студенты выполняют в школе.
Для ребят организовано четырехразовое питание в формате «шведский стол». Нет никаких порций, ребенок может сам выбрать, что и сколько он будет есть.
Предшкола частной инновационной школы Rittel School включает два нулевых класса для детей 5–6 лет и 6–7 лет, где маленькие студенты учатся, играют, гуляют и готовятся к школе. Все классы маленькие, не более 12 человек. Но отличия от обычной школы всё же куда глубже и интереснее.
— Главное отличие состоит в том, что наша школа изначально открывалась для детей. То есть в центре всей системы стоит ребенок. Ни чиновники, ни родители, ни учителя, а дети. У нас уважительная среда, никто не кричит, никто не самоутверждается за счет ребенка. И такое же отношение мы требуем от детей. У нас царит атмосфера дружелюбия, учителя всегда готовы прийти на помощь, а дети конкурируют между собой знаниями и достижениями, а не телефонами и кроссовками.
Без четвертей и родительских собраний
Учебный процесс в Rittel School организован тоже необычно. К примеру, здесь нет четвертей, как в обычной школе, а действует модульная система обучения, когда дети пять недель учатся, а потом неделю отдыхают. За год получается 7 модулей, лето традиционно на отдых. Нет тут и родительских собраний, зато есть семейный круг, который проходит каждые два модуля. На встречу приходит папа, мама, ребенок, руководитель подразделения и тьютор, и все вместе они обсуждают успехи ребенка и то, над чем еще нужно поработать. Rittel School работает по принципу «всё включено». В стоимость обучения включены все кружки и клубы (их более 20), четырехразовое питание, ежедневный английский язык, экскурсии. Нет никаких дополнительных платежей и сборов.
— Нам важно, чтобы студенты и начальной, и средней школы любили ходить в школу и это время было наполнено светлыми и радостными воспоминаниями. Поэтому мы много внимания уделяем эмоциональному комфорту. У нас действует тьюторская служба, которая занимается психологическим сопровождением ребенка и адаптацией на разных этапах его взросления.
Что изучают и какие навыки прокачивают
В Rittel School углубленная программа по языку: английским здесь занимаются каждый день, в том числе с носителями языка. В начальной школе детям доступно более 15 кружков. Для детей постарше действует клуб китайского языка, клуб программирования, графического дизайна, фотографии и писательский клуб. С 8-го класса начинается большая профориентационная программа. Образовательный альянс сотрудничает с более чем 70 компаниями в городе, и дети ходят на экскурсии, знакомятся с профессиями, а приглашенные эксперты делятся с ними опытом. Студенты 9–11-х классов за три года могут получить профессию в сфере графического дизайна или разработки, полностью подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Всё это тоже входит в программу школы.
— Сейчас много говорят про Soft skills. Это так называемые гибкие навыки 4K — креативность, коллаборация (умение работать в команде), критическое мышление и коммуникация. Эти скиллзы мы включаем во все предметные области и развиваем и на математике, и на географии, и на биологии. Домашние задания дети выполняют здесь же, в школе, и всегда могут обратиться к учителям за консультацией и помощью. Еще очень важно, что мы лояльно относимся к детям-спортсменам и тем, кто профессионально занимается вокалом, танцами или еще чем-то. Мы подстраиваем под них программу и график посещения занятий.
Первые результаты уже впечатляют
Ожидается, что в этом году 1 сентября в школу придет уже более 140 детей, которые погрузятся в совершенно новую образовательную среду, и им точно будет здесь интересно. В Rittel School применяют современные методы обучения — scrum-технологии (проектная работа в команде), предметные погружения на целый день, научные исследования и интересные лабораторные работы. С этого года ученикам начиная с 5-го класса предоставят также день для самообучения, когда у них не будет расписания и они самостоятельно должны будут спланировать свой учебный день.
— Даже за год заметно, как сильно изменились дети в лучшую сторону. И в личностных качествах, и в мотивации. Они стали намного самостоятельнее. Даже у самых ленивых немотивированных ребят, совсем не отличников, появилось желание учиться и добиваться поставленных целей. И это наше самое большое достижение на этом этапе.
Лично я сделала для себя вывод, что в любом возрасте ребенок может меняться. Думаю, когда ребята проучатся в такой среде хотя бы три года, мы получим более глобальный результат. И это точно будут уже совсем другие дети.