E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

ю-в.

748мм 90%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Образование мнение Дети хорошие, а вот школа не очень. Почему выпускники вузов не идут работать учителями?

Дети хорошие, а вот школа не очень. Почему выпускники вузов не идут работать учителями?

Мнение студентки, которая прошла педагогическую практику

После прохождения учительской практики студентка поняла: в школах всё не так уж классно

«В школу ни ногой» — так решила для себя пермская студентка-старшекурсница после прохождения учительской практики. Полутора месяцев ей хватило, чтобы раз и навсегда разочароваться в своей будущей профессии. Свои впечатления девушка изложила в авторской колонке для наших коллег из 59.RU.

Каждый год педвузы выпускают тысячи специалистов, и каждый год мы слышим, что в школах не хватает учителей. Сейчас я уже на пятом курсе педагогического университета и, как видите, работаю не в школе. Почему? Этот вопрос я, да и многие мои однокурсники слышим чуть ли не каждую неделю.

Вакансий для преподавателей — море. Каждый день в различные университетские чаты и группы кто-нибудь выкладывает информацию о работе в школах. Часто сами вузовские преподаватели подходят к студентам и предлагают трудоустроиться по специальности — буквально упрашивают. Но большинство отрицательно качает головой и что-то мычат в ответ, мол, «мы пока не готовы, мы не хотим, мы уже работаем в другом месте». А те немногие, кто идет в школу, устраиваются туда от безысходности — куда еще идти после педа?

Преподаватели в шоке, сами школы тоже недоумевают — куда бегут все специалисты? Думаю, дело в том, что уже на этапе прохождения практики многие отсеиваются. Полгода назад я сама прошла практику в обычной пермской школе с обычными пермскими детьми, и если до этого мысль о преподавании еще закрадывалась ко мне в голову, то после я твердо решила: в школу ни ногой.

Начало практики


Практика у нас шла полтора месяца, за это время мы должны были познакомиться с классом и провести около 14–15 уроков литературы и русского языка (точное количество уже забылось) и несколько классных часов. Не скажу, что у меня были какие-то особые ожидания: я ребенок филолога и знаю не понаслышке, как устроен учебный процесс в школе со всеми его интересностями, сложностями и подводными камнями. Да и в принципе в школу идти не планировала — решила, что я на филологии ради филологии. Однако вариантов работы после педа, как и у моих одногруппников, не было, и я решила посмотреть и ответить на вопрос: «А что, если?»

Итак, первый день. Оделась я «прилично», как нас и просили в вузе, и пришла на урок. Тут меня в первый раз, не считая оператора банка, назвали по имени-отчеству и поставили перед почти тридцатью пятиклашками — абсолютно разными любопытными ребятами, которым было интересно меня узнать и «прощупать». В этот же день учитель мне рассказал, какие темы я буду преподавать, какие особенности есть у этого класса и вообще что это за дети. А еще я узнала, что потренируюсь в проверке тетрадей — тоже хорошо.

И вот я стою перед классом — первый урок. Волнуюсь, конечно, ужасно. За задней партой сидел классный руководитель ребят — наблюдал. Уже через десять минут я поняла, что дети не собираются со мной «воевать» — никто урок не срывал, все отвечали, и вообще глаза у ребят горели. Я решила, что это эффект от сидящего сзади учителя, и настроилась на непростой урок в следующий раз. Но и на другой день ничего экстраординарного не произошло.

Тут я хочу защитить детей. Очень часто я слышу: «Дети какие-то неправильные пошли», «А вот раньше дети были не такие», «Молодые учителя не идут в школу, потому что дети ненормальные сейчас». Дети-то как раз нормальные, заинтересованные, умные — дети как дети. А вот к школе претензий у меня возникло много. Обо всём по порядку.

Троечник? Что с тебя взять!


Не буду называть конкретную школу — пусть это будет собирательный образ. Первое, что бросается в глаза, — нервные, уставшие учителя, которые могут и накричать на детей. Причем даже без повода — ребенок может просто долго думать у доски, но ведь мы все разные и думаем с разной скоростью.

Кстати об этом. Я пыталась вызывать к доске всех — и да, кто-то правда долго думал, кто-то ошибался, но так или иначе возможность ответить, попробовать себя была у всех. Но я заметила, что учитель спрашивает в основном отличников и хорошистов. Остальные тихо сидят и, как говорится, не отсвечивают. Да, я понимаю, что учителю не хочется тратить время: лучше сделать всё быстро, чтобы успеть много. Может показаться, что троечники специально не тянут руки, хотят отмолчаться, но у меня хотели ответить все. Возможно, так происходило только потому, что я была новым человеком и детям хотелось меня узнать, но у доски даже троечники старались, вспоминали правила и действительно их учили.

«Получается, заранее создается какое-то предубеждение о ребенке, мол, троечник — и что с него взять?»

Все должны быть одинаковыми


Второе, что меня задело, — болезненное отношение учителей к внешнему виду. Согласна, что ребенок в школе должен выглядеть прилично — уж точно быть не в лосинах или спортивном костюме. Там, где я проходила практику, ребята ходили в рубашках, брюках, юбках, жилетках, — вполне себе по-школьному. Но случались, конечно, исключения. Помню случай, когда мальчик пришел на урок в рубашке с маленькими рисунками — какими-то тусклыми то ли динозавриками, то ли мишками. Почти не было заметно, что рубашка не чисто-белая. Но учитель тогда сильно отчитал мальчика перед классом.

Еще был случай, когда девочка пришла на урок в черной кофте с надписью Harry Potter. Учитель очень грубо сказал, что на ней какая-то «страшная тужурка», и сильно накричал на весь класс — чтобы даже не думали повторять за девочкой. На перемене я увидела, как «виновница» скандала читает книгу «Гарри Поттер и узник Азкабана».

В обоих случаях мне непонятна реакция учителя: рубашка с динозавриками или кофта с надписью мешает учебному процессу? Сильно выделяет этих учеников из класса? Кто-то из детей завидует тому, что у ребят есть рубашка или кофта? Всё это как-то влияет на успеваемость? А вторая ситуация вообще обидная — ребенку так нравится «Гарри Поттер», что девочка читает книгу на перемене, а кофта с характерной надписью — это даже как-то трогательно. Да, одежда не соответствовала деловому стилю, но можно было спокойно сказать об этом ребенку наедине, а не устраивать разборки в классе. Дети от этого слушаться лучше не станут — скорее, будут делать что-то назло.

Думаем тоже одинаково!


А вот еще одна история про форму и вдобавок — про невозможность высказать свое мнение. На русском языке ребята учились строить рассуждение. Учитель на дом дал задание закончить фразу «Школьная форма нужна, потому что…» Ребятам надо было привести два аргумента, подтверждающие это утверждение. Где же здесь рассуждение, если «верная» позиция дана с самого начала? А если ребенок не считает, что школьная форма нужна, что ему делать? Врать?

Думаю, корректнее было бы поставить перед ребятами вопрос: «Нужна ли школьная форма?» Тогда бы каждый аргументировал свое, а не учительское мнение. А так я прочитала абсолютно идентичные ответы учеников: «Во-первых, школьная форма — это красиво, во-вторых, она дисциплинирует». Не думаю, что все пятиклашки действительно так считают — в 11–12 лет хочется одеваться совсем по-другому.

Бесконечный рабочий день


Еще одна проблема — нагрузка на учителей. На себе я почувствовала только мизерную ее часть, но уже поняла, что меня может ждать на настоящей работе. Многие думают, что рабочий день учителя — с 08:00 до 14:00–15:00, провел уроки и свободен. Но к каждому занятию нужно готовиться. Мы, как студенты, писали конспекты для каждого урока, и на это уходило немало времени — часа два на один конспект, а то и больше. Вряд ли этим же занимаются учителя, но подготовку к урокам никто не отменял — нужно построить план и найти задания.

Если учесть, что преподаватели в России обычно берут больше одной ставки (18 часов в неделю), часто — две (а это уже 36 часов) и классное руководство, то готовиться надо к 6–7 занятиям. А еще никто не отменял проверку тетрадей и самостоятельных работ. Так что учительский рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается поздно вечером — в семь-восемь часов. Нашему учителю даже некогда было заполнить документы по практике, без которых нам бы не засчитали ее прохождение. Все бумажки в итоге мы сдали на две недели позже срока.

А жить на что?


За всё это учитель получает, мягко говоря, маленькую зарплату. Например, одногруппница, работавшая в школе, рассказала, что за 16 часов в неделю получала 9 тысяч рублей в месяц (из-за этого и уволилась). Другая, решившая пойти в школу ради опыта работы, за ставку и классное руководство будет получать 22 тысячи в месяц. На сайте по поиску работы ситуация лучше — там я нашла вакансии учителя русского языка и литературы в Перми с зарплатой от 10 до 55 тысяч рублей. Правда, вряд ли молодой специалист будет получать по верхней планке.

Заработная плата начинается от 10 тысяч рублей
Здесь нижний порог зарплаты выше — от 18 тысяч рублей
Тут уже зарплата приличная

А теперь давайте посчитаем. Многие студенты приезжают в город из сёл и деревень и живут или в общежитии, или в съемной квартире, за которую платят родители. После выпуска из вуза с квартирой родители могут помочь не всем, а из общаги студента автоматически выселят. Городским ребятам в этом плане проще, но, думаю, им тоже захочется жить отдельно от родителей.

На сайты смотреть на будем — воспользуемся опытом одногруппников. Допустим, молодой учитель взял две ставки — это около 28 тысяч рублей в месяц. Снять однокомнатную квартиру в Перми в среднем можно за 12–15 тысяч рублей. За коммунальные услуги один человек отдаст в среднем три тысячи рублей. На жизнь остается 10–13 тысяч. Зарплата очень небольшая и обидная, если учитывать, что преподаватель, отучившийся пять лет в университете, и продавец-консультант или официант без специального образования получают примерно одинаково, а последние порой даже больше.

«Конечно, можно взять на себя дополнительную нагрузку, например, классное руководство. Стоит это 5 тысяч рублей, но из школы ты не выйдешь вообще»

Здесь меня можно упрекнуть знаменитой фразой: «Учитель — это призвание» и послать в бизнес. Несомненно, это призвание, как и работа врача, журналиста, бухгалтера, слесаря или сварщика. За любой труд хочется получать адекватную зарплату. В конце концов учителя — это люди, которым нужно есть, лечиться, на что-то одеваться и иногда отдыхать.

На практике я изнутри увидела учительскую жизнь, и мне не понравилось: нервы, неадекватные требования, уставшие преподаватели и в перспективе — мизерная зарплата. Конечно, можно сказать: «Кто тебе мешает прийти в школу и всё поменять?» Но не думаю, что в этом случае один в поле воин — разве что к выпускнику вуза прислушаются учителя, работающие в школе лет десять. Но система образования, кажется, закостенела, и молодым специалистам на штурм этой крепости идти просто не хочется. Те немногие, которых трудности не останавливают, — герои.

Согласны с автором?

Да
Нет

Рассказам об изнанке различных профессий у нас посвящена отдельная рубрика «Что меня бесит». В ней вы найдете откровения участкового врача, сотрудника банка, воспитательница детского сада, школьная учительница и многие, многие другие.

А еще прочитайте крик души свердловского медика об адских условиях работы в «красной» зоне — и то, как на него отреагировали наши читатели (мнения ожидаемо разделились).

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления