
В подмосковном Жуковском проходит
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Люди никогда так долго не смотрели в небо, как на международном авиационно-космическом салоне «АвиаМАКС-2021». Пилоты-виртуозы, летчики-испытатели показывали такие виражи, что, казалось, машины на такое не способны: на небольших самолетиках, истребителях и гигантских трансатлантических лайнерах они выполняли «петли Нестерова» (чуть покруче, чем просто «мертвая петля»), ставили машины в позу «кобра» и отпускали технику в «плоские штопоры». Посетителей выставки смогли удивить не только в небе, но и на земле, где хватало новинок.
Мы побывали на выставке и показываем лучшее, что предложил юбилейный,
Темная лошадка авиасалона
Главная новинка — прототип тактического истребителя Checkmate («Шах и мат». — Прим. ред.). Это разработка компании «Сухой», которая входит в госкорпорацию «Ростех». Судя по презентации, новый самолет является легким однодвигательным истребителем пятого поколения, ориентированным на зарубежные рынки. Предполагается, что эта машина станет конкурентом американского

Прототип тактического истребителя Checkmate пятого поколения. Его лично осмотрел Владимир Путин
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Пока это всего лишь макет, в воздух он не поднимается
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
До авиасалона макет истребителя тщательно скрывали и не показывали никому, но и на выставке тайну приоткрыли только тогда, когда ее лично посетил президент России Владимир Путин. Именно он открыл мероприятие и не стал нарушать заведенную им традицию и попробовал на авиасалоне в Жуковском мороженое. Правда, в этот раз лакомство ему принесли в розовом чемоданчике.

Для его презентации выделили целый павильон
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Это первый однодвигательный истребитель, у всех остальных — по два
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Двухкилевой фюзеляж самолета выполнен с применением технологий малозаметности
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Несмотря на пандемию, в юбилейном «МАКСе» приняли участие почти 500 организаций и компаний.
— Непосредственно или дистанционно на его, [салона], площадках работают свыше 250 иностранных компаний из более чем 50 стран мира, — уточнил Владимир Путин.

В кадр не влезла вся экспозиция выставки
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Казахстан и новый кукурузник
В качестве страны-партнера в этом году выступает Казахстан, с которым Россия плотно сотрудничает в авиакосмической сфере. В частности, в соседней стране собирают вертолеты семейства Ми, а по линии космоса — на территории страны «Роскосмос» арендует Байконур.

Так выглядит замена старенькому Ан-2
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
— Мы намерены наращивать взаимодействие с казахстанскими коллегами и другими участниками Евразийского экономического союза в такой высокотехнологичной отрасли как авиастроение, — подчеркнул президент.
На следующий день салона Уральский завод гражданской авиации продал 20% в компании «Байкал-Инжиниринг» предприятию «Казахстанская авиационная индустрия». Стоимость сделки составила

На выставке показывали и беспилотники тоже
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Показывали много истребителей
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
«Байкал» — девятиместный многофункциональный самолет. По задумке конструкторов машина должна заменить традиционный кукурузник

Выставка корпорации «Вертолеты России». Среди них затесался и самолет
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Две новинки от Airbus
Европейская авиастроительная корпорация Airbus представила на «МАКСе» два своих хедлайнера. Первый самолет — А220–300, он узкофюзеляжный и рассчитан на 100–150 кресел, разрабатывался и собирается на мощностях компании Bombardier в Канаде. Максимальная дальность полета машины — до 6390 км, и предназначена она для ближне- и среднемагистральных маршрутов. Однако в России пока такой техники нет, единственный вариант этого лайнера летает в СНГ.

Это Airbus А220–300. Этих самолетов в России пока нет. Этот экземпляр прислали специально для салона
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Лишь один такой самолет летает по СНГ
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Представитель Airbus показывает новые шасси с электродвигателями, которые тормозят самолет на взлетной полосе (на всех остальных — гидравлические тормоза). В шассийной группе много уральского титана
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Вторая новинка, которая приковывала внимание всех посетителей, — этот огромный широкофюзеляжный самолет А350–1000, самый большой в линейке А350. Этот самолет впервые показали в России. Рассчитан он на 440 пассажиров, кресла для которых расположены в три ряда по три штуки на одном этаже.

Один из главных экспонатов левиафан Airbus А350–1000
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Так он выглядит на взлетной полосе после демонстрационного полета
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Нам удалось пройти внутрь Airbus А350–1000. Это тестовый самолет, внутри у него огромное количество датчиков
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Есть даже закрепленные видеокамеры, которые отслеживают, как работают двигатели
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

В конце салона немного пассажирских кресел. Исключительно в демонстрационных целях
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Здесь сидит техник и считывает показатели датчиков
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Серая бочка с водой. Их используют, чтобы проверить, как самолет может переносить нагрузки
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Внутри махины, которую показали на выставке, тестовое оборудование: серверы, датчики, бортовые компьютеры, чтобы считывать показатели полета. Причем внутренней обшивки нет, так что салон скорее напоминает внутренности огромного кита. Конструкторы этого лайнера постарались придать уникальные аэродинамические свойства, в том числе благодаря материалам. Это позволило снизить расход топлива на 25% при максимальной дальности в 16,1 тысячи километров.
Уральский след
Около половины гигантского лайнера приходится на композиты, остальное — это алюминий и титан. Последний поступает с Урала, с завода «ВСМПО-Ависма». Его применяют для изготовления шасси и хвостовой группы, а также крыльев самолета. Причем это же касается и А350, и его узкофюзеляжного младшего брата — А220.

Самолет очень большой, человек среднего роста едва достает до середины двигателя
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

А это макет Airbus А350–1000
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Авиасалон — это не только выставка, но и место для встреч. Так, гендиректор «ВСМПО-Ависма» Дмитрий Осипов провел переговоры с президентом компании Boeing в России и СНГ Сергеем Кравченко. По итогам встречи топ-менеджеры составили прогноз, что авиарынок после падения в пандемию восстановится в ближайшие три года.
— Мы обсуждали потенциал нашего сотрудничества, которое длится уже более 30 лет. Очень гордимся этим сотрудничеством. У нас большие перспективы. У нас есть совместное предприятие, которое успешно функционирует, — Ural boeing manufacturing. Будем его развивать, — подчеркнул Осипов.

Президент компании Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко (слева) и гендиректор «ВСМПО-Ависма» Дмитрий Осипов (справа)
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Ранее мы рассказывали, что градообразующее предприятие Верхней Салды вместе с местными властями начали восстанавливать город после массового подтопления. Как это было — читайте в нашем большом репортаже.
Что еще из новинок?
На «МАКСе» также показали отечественную разработку компании «Вертолеты России» — машину для обслуживания морских буровых платформ Ми-171А3. Планируется, что первый полет ее состоится в 2022 году. Вертолет может перевозить как людей, так и различные грузы, а при необходимости использоваться в качестве поисково-спасательной техники. Не зря он оборудован лебедкой и медицинской люлькой.

Российская санавиация в скором времени пополнится такими вертолетами
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Показали также летающую лабораторию на базе Як-40 с первым в мире электрическим авиадвигателем на сверхпроводниках мощностью 500 кВт.
В павильоне, который полностью посвятили космосу, показали макет ракеты-носителя «Ангара-А5В» с водородным двигателем на ее третьей ступени. Это позволяет поднимать на околоземную орбиту 37 тонн полезного груза, тогда как предыдущая модификация могла осилить чуть больше 20 тонн.

Макеты ракет-носителей, крайний слева — самый мощный. Он может поднимать до 37 тонн полезного груза на орбиту Земли
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Еще из отечественных новинок в гражданской авиации впервые показали среднемагистральный самолет МС-21–310 с отечественным двигателем

Российская надежда гражданской авиации —
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Для сравнения два макета различных модификаций
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
«Объединенная авиастроительная корпорация» продемонстрировала самолет Ил-114–300. Предприятие надеется, что в год будут строить по 12 машин. Сейчас техника проходит испытания, а на заводе в Луховицах строится второй летный образец. Это будет пассажирский самолет для региональных полетов.

Еще одна надежда российской авиации —
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Летающие (уже нет) легенды
В самом конце взлетной полосы организаторы поставили две легендарные машины. Одна из них —

Умирающая легенда ВМ-Т «Атлант»
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Рядом поставили еще одну легенду — Ту-144. Это советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный в

А это конкурент «Конкорда» сверхзвуковой
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Этот самолет уже никогда не взлетит и годится только для музея
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Так выглядит крыло легенды
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Часть салона переделали под музей. Слева — история и характеристики «Конкорда», справа — информация про советскую машину
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Так выглядит приборная панель
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

А это салон Ту-144. Советский комфорткласс
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Оба самолета сейчас являются экспонатами, за которыми приглядывают волонтеры. Машины стоят под открытым небом и понемногу ржавеют, так что о полетах и речи идти не может.
Остановить самолет в воздухе
Кульминацией салона традиционно являются демонстрационные полеты. В этот раз в воздух подняли 39 самолетов и летательных аппаратов. Кто-то показывал характеристики и возможности беспилотников, а кто-то выполнял виражи и показывал высший пилотаж целыми группами. Здесь была и малая гражданская авиация, и военная. Внимание гостей салона приковали полеты легендарных «Стрижей» и «Соколов России». Пилоты показывали не только «мертвые петли», «кобры», пускали машину в плоский «штопор», но и практически останавливали машины в воздухе, демонстрируя фигуру «колокол».
Помимо Миг-29, Су-35°С, Су-30СМ, свои возможности показали гражданские самолеты: МС-21 в двух вариациях «300» и «100», Ил-144, а также «европеец» А350–1000.

На выставке показывали достижения двигателестроения
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Можно было и поуправлять вертолетом, правда, в симуляторе
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Китайские макеты ракет-носителей
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

«Объединенная двигателестроительная корпорация» отхватила себе отдельный павильон. И он выглядит внушительно
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Выставлялись и советские машины
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Неожиданным на авиасалоне оказалось встретить советский легкий танк
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

«Роскосмос» показал скафандры космонавтов
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Малая авиация представлена во всей красе
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

А-50У — военно-транспортный самолет «Сергей Атаянц». Служит для разведки местности
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Вертолеты показали с полной выкладкой вооружения
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Любой желающий мог залезть в кабину и ощутить себя пилотом
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Вооружение весьма впечатляет. Врагу не скрыться
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Ту-22М («изделие 45») — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Ту-160 («изделие 70») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Новейший Sukhoi Superjet элитного класса
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Бразильский Embraer phenom 100EV — ориентировочная стоимость модели от
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Для сравнения — насколько огромные самолеты представлены на выставке
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Пилоты представляли свои самолеты
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Правда, к этим истребителям подойти было нельзя...
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Но сфотографироваться и расспросить не возбранялось
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Так выглядит российская мощь
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Покорять выставку приехала делегация из Индии
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Гордость «Объединенной авиастроительной корпорации»
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Гостям показывали даже капсулы для космонавтов
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

На выставку приехало много компаний, которые выпускают оборудование для самолетов
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Этому красавцу явно не хватает «крыльев»
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться

Экспозиция корпорации Boeing. Здесь представлены модели пассажирских воздушных судов семейств 737, 787, 777Х
Фото: Иван Шестак / E1.RU
Поделиться
Ранее жителей микрорайона Солнечный напугал самолет, пролетевший очень низко над строящимся домом. Экс-капитан воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов рассказал, что может грозить экипажу. Однако такие полеты не остановились. Лайнеры заметили над Химмашем.