
Люди никогда так долго не смотрели в небо, как на международном авиационно-космическом салоне «АвиаМАКС-2021». Пилоты-виртуозы, летчики-испытатели показывали такие виражи, что, казалось, машины на такое не способны: на небольших самолетиках, истребителях и гигантских трансатлантических лайнерах они выполняли «петли Нестерова» (чуть покруче, чем просто «мертвая петля»), ставили машины в позу «кобра» и отпускали технику в «плоские штопоры». Посетителей выставки смогли удивить не только в небе, но и на земле, где хватало новинок.
Мы побывали на выставке и показываем лучшее, что предложил юбилейный, 15-й салон.
Темная лошадка авиасалона
Главная новинка — прототип тактического истребителя Checkmate («Шах и мат». — Прим. ред.). Это разработка компании «Сухой», которая входит в госкорпорацию «Ростех». Судя по презентации, новый самолет является легким однодвигательным истребителем пятого поколения, ориентированным на зарубежные рынки. Предполагается, что эта машина станет конкурентом американского F-35.


До авиасалона макет истребителя тщательно скрывали и не показывали никому, но и на выставке тайну приоткрыли только тогда, когда ее лично посетил президент России Владимир Путин. Именно он открыл мероприятие и не стал нарушать заведенную им традицию и попробовал на авиасалоне в Жуковском мороженое. Правда, в этот раз лакомство ему принесли в розовом чемоданчике.



Несмотря на пандемию, в юбилейном «МАКСе» приняли участие почти 500 организаций и компаний.
— Непосредственно или дистанционно на его, [салона], площадках работают свыше 250 иностранных компаний из более чем 50 стран мира, — уточнил Владимир Путин.

Казахстан и новый кукурузник
В качестве страны-партнера в этом году выступает Казахстан, с которым Россия плотно сотрудничает в авиакосмической сфере. В частности, в соседней стране собирают вертолеты семейства Ми, а по линии космоса — на территории страны «Роскосмос» арендует Байконур.

— Мы намерены наращивать взаимодействие с казахстанскими коллегами и другими участниками Евразийского экономического союза в такой высокотехнологичной отрасли как авиастроение, — подчеркнул президент.
На следующий день салона Уральский завод гражданской авиации продал 20% в компании «Байкал-Инжиниринг» предприятию «Казахстанская авиационная индустрия». Стоимость сделки составила 1 млрд рублей. Доля позволяет казахской стороне получить доступ к конструкторской документации самолета ЛМС-901 «Байкал» — тоже новинки выставки.


«Байкал» — девятиместный многофункциональный самолет. По задумке конструкторов машина должна заменить традиционный кукурузник Ан-2. ЛМС-901 хотят применять в грузоперевозках, поисково-спасательных работах, в сельском хозяйстве и авиалесоохране. При крейсерской скорости в 300 км/ч эта модель может преодолевать 3000 километров, причем для разгона машине хватает всего 220 метров.

Две новинки от Airbus
Европейская авиастроительная корпорация Airbus представила на «МАКСе» два своих хедлайнера. Первый самолет — А220–300, он узкофюзеляжный и рассчитан на 100–150 кресел, разрабатывался и собирается на мощностях компании Bombardier в Канаде. Максимальная дальность полета машины — до 6390 км, и предназначена она для ближне- и среднемагистральных маршрутов. Однако в России пока такой техники нет, единственный вариант этого лайнера летает в СНГ.



Вторая новинка, которая приковывала внимание всех посетителей, — этот огромный широкофюзеляжный самолет А350–1000, самый большой в линейке А350. Этот самолет впервые показали в России. Рассчитан он на 440 пассажиров, кресла для которых расположены в три ряда по три штуки на одном этаже.







Внутри махины, которую показали на выставке, тестовое оборудование: серверы, датчики, бортовые компьютеры, чтобы считывать показатели полета. Причем внутренней обшивки нет, так что салон скорее напоминает внутренности огромного кита. Конструкторы этого лайнера постарались придать уникальные аэродинамические свойства, в том числе благодаря материалам. Это позволило снизить расход топлива на 25% при максимальной дальности в 16,1 тысячи километров.
Уральский след
Около половины гигантского лайнера приходится на композиты, остальное — это алюминий и титан. Последний поступает с Урала, с завода «ВСМПО-Ависма». Его применяют для изготовления шасси и хвостовой группы, а также крыльев самолета. Причем это же касается и А350, и его узкофюзеляжного младшего брата — А220.


Авиасалон — это не только выставка, но и место для встреч. Так, гендиректор «ВСМПО-Ависма» Дмитрий Осипов провел переговоры с президентом компании Boeing в России и СНГ Сергеем Кравченко. По итогам встречи топ-менеджеры составили прогноз, что авиарынок после падения в пандемию восстановится в ближайшие три года.
— Мы обсуждали потенциал нашего сотрудничества, которое длится уже более 30 лет. Очень гордимся этим сотрудничеством. У нас большие перспективы. У нас есть совместное предприятие, которое успешно функционирует, — Ural boeing manufacturing. Будем его развивать, — подчеркнул Осипов.

Ранее мы рассказывали, что градообразующее предприятие Верхней Салды вместе с местными властями начали восстанавливать город после массового подтопления. Как это было — читайте в нашем большом репортаже.
Что еще из новинок?
На «МАКСе» также показали отечественную разработку компании «Вертолеты России» — машину для обслуживания морских буровых платформ Ми-171А3. Планируется, что первый полет ее состоится в 2022 году. Вертолет может перевозить как людей, так и различные грузы, а при необходимости использоваться в качестве поисково-спасательной техники. Не зря он оборудован лебедкой и медицинской люлькой.

Показали также летающую лабораторию на базе Як-40 с первым в мире электрическим авиадвигателем на сверхпроводниках мощностью 500 кВт.
В павильоне, который полностью посвятили космосу, показали макет ракеты-носителя «Ангара-А5В» с водородным двигателем на ее третьей ступени. Это позволяет поднимать на околоземную орбиту 37 тонн полезного груза, тогда как предыдущая модификация могла осилить чуть больше 20 тонн.

Еще из отечественных новинок в гражданской авиации впервые показали среднемагистральный самолет МС-21–310 с отечественным двигателем ПД-14. Судя по презентации, лайнеры МС-21 уже начали готовить к полноценной эксплуатации, которая должна начаться летом 2022 года.


«Объединенная авиастроительная корпорация» продемонстрировала самолет Ил-114–300. Предприятие надеется, что в год будут строить по 12 машин. Сейчас техника проходит испытания, а на заводе в Луховицах строится второй летный образец. Это будет пассажирский самолет для региональных полетов.

Летающие (уже нет) легенды
В самом конце взлетной полосы организаторы поставили две легендарные машины. Одна из них — ВМ-Т «Атлант» — тяжелый транспортный самолет. Это модификация стратегического бомбардировщика 3М. Всего было построено три такие машины. Они применялись для транспортировки запчастей для космических комплексов «Энергия» и «Буран» на Байконур. Одна из машин за специфический внешний вид получила название «летающая бочка», а та, что была на выставке, — «летающая капля».

Рядом поставили еще одну легенду — Ту-144. Это советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный в 1960-х годах и собранный в Воронеже. Первый полет машина совершила 31 декабря 1968 года. Это был первый в мире полет сверхзвукового пассажирского самолета (британско-французский «Конкорд» совершил первый полет лишь 2 марта 1969 года). Но из-за того, что топливо и эксплуатация самолета оказались сверхдорогими, от этого лайнера отказались.






Оба самолета сейчас являются экспонатами, за которыми приглядывают волонтеры. Машины стоят под открытым небом и понемногу ржавеют, так что о полетах и речи идти не может.
Остановить самолет в воздухе
Кульминацией салона традиционно являются демонстрационные полеты. В этот раз в воздух подняли 39 самолетов и летательных аппаратов. Кто-то показывал характеристики и возможности беспилотников, а кто-то выполнял виражи и показывал высший пилотаж целыми группами. Здесь была и малая гражданская авиация, и военная. Внимание гостей салона приковали полеты легендарных «Стрижей» и «Соколов России». Пилоты показывали не только «мертвые петли», «кобры», пускали машину в плоский «штопор», но и практически останавливали машины в воздухе, демонстрируя фигуру «колокол».
Помимо Миг-29, Су-35°С, Су-30СМ, свои возможности показали гражданские самолеты: МС-21 в двух вариациях «300» и «100», Ил-144, а также «европеец» А350–1000.





























Ранее жителей микрорайона Солнечный напугал самолет, пролетевший очень низко над строящимся домом. Экс-капитан воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов рассказал, что может грозить экипажу. Однако такие полеты не остановились. Лайнеры заметили над Химмашем.















Достижения
Свой среди своих
Зарегистрироваться на сайте
Достижения
Свой среди своих
Зарегистрироваться на сайте