Скоро на борту каждого пассажирского самолета России появятся маршалы. Одетые в штатское и вооруженные травматическими пистолетами, сотрудники спецподразделения МВД будут помогать бортпроводникам справляться с дебоширами,љ -љ об этом сообщлиљ "Новые Известия".
С такой инициативой выступили руководители транспортной милиции. Они встречают дебоширов уже на земле. А вот справляться с нарушителями спокойствия в воздухе приходится стюардессам.
Службу маршалов, успешно действующую на Западе, у нас еще только предполагается создать. А пока все больше и больше отечественных авиакомпаний практикуют другой способ поддержания порядка на борту самолетов - "черные списки" нежелательных пассажиров. Авиаперевозчики неохотно говорят об этих сомнительных с точки зрения закона базах данных. Зато чиновники Минтранса открыто предлагают публиковать в Интернете имена дебоширов, которым будет закрыт путь в небо.
"Когда наверху не решают проблемы авиабезопасности, нам приходится находить свои методы, и список нарушителей - один из самых действенных, - сообщилљ представитель российской авиакомпании, согласившийся на условиях анонимности раскрыть тайну "черных списков". - В базу дебоширов заносятся люди, которые нарушили правила нахождения на борту самолета и подвергли опасности чужие жизни. Информацию о хулиганах передает экипаж самолета. Когда борт приземляется, к дебоширу подходит представитель авиакомпании и говорит ему: "Просим не покупать билеты нашей авиакомпании, они вам проданы не будут". Это и означает, что отныне вы - в "черном списке". В базу вносятся паспортные данные, так что ошибки, как в Америке, когда за террористов принимались однофамильцы и грудные дети, практически исключены. Сама база находится в электронном виде".љВ течение двух лет дебоширу будут отказывать в билетах под разными предлогами, потом "черная метка" может быть снята.љ Это исключительные меры.љИ число людей, которым не продадут билет, составляет не более сотни.
Самый старый список - у "Аэрофлота" - о нем заговорили еще в конце 2003 года.љ О своем списке говорили и представители компании "Трансаэро", неофициально упоминали о нем иљ"Уральские Авиалинии". љПозже этому примеру последовали другие перевозчики. Авиакомпании оправдываются тем, что не видят другого способа снизить волну нарушений порядка пассажирами во время полетов. Так, в начале века Международная ассоциация авиационного транспорта забила тревогу. По ее данным, за последние годы число случаев нарушения пассажирами правил поведения на борту выросло аж в пять раз! В России в те же годы подобные инциденты стали происходить в четыре раза чаще. Причем хулиганство в воздухе, в отличие от наземного, легко может привести к жертвам.
Только за январь текущего годаљна рейсах авиакомпании "Россия" произошло три подобных случая. Одним из нарушителей был пассажир бизнес-класса. Еще два крупных январских инцидента. Виновником одного из них стал 25-летний уроженец Калмыкии, летевший рейсом "Аэрофлота" из Калининграда в Москву. Пьяный пассажир оскорблял окружающих, а когда его начали успокаивать, затеял драку. Пришлось связать его по рукам и ногам и запереть в туалете до приземления самолета. А в начале января разборки на борту рейса "Трансаэро", следовавшего из Бангкока в Екатеринбург, устроил пьяный пассажир бизнес-класса. Он начал кричать, что ему не нравятся соседи по салону. Стюардам не удалось успокоить дебошира даже оплеухами. А когда его связали скотчем, он начал биться о стены и расквасил себе нос.
"Если бы в России была, как на Западе, служба маршалов - представителей правоохранительных органов на борту самолета, то число нарушений было бы сведено на нет, - говорит представитель "Трансаэро" Сергей Быхал. - В прошлом году руководство нашей авиакомпании было вынуждено на свои средства ввести такую службу, и это уже принесло плоды - число ЧП снизилось. Правда, мы не можем использовать ни наручники, ни травматические пистолеты. В нашем распоряжении лишь скотч".
Частично помог решить проблему дебоширов августовский запрет на провоз жидкостей в самолете. Правда, как отмечают авиакомпании, тут же увеличилось число инцидентов в аэропорту.
Утихомирить воздушных хулиганов без применения "черных списков" могли бы жесткие штрафные санкции. Но как раз с ними в России просто беда. За попытку разбить стекло и на земле, и на борту самолета хулиган будет оштрафован одинаково - лишь на 500 рублей.
Есть вероятность, что скоро под запретные списки дебоширов, равно как и службу маршалов, будет подведена законодательная база.
Громкие дебоши в самолетах
12 января 2007 года во время 10-часового перелета из Екатеринбурга в Бангкок на борту самолета "Трансаэро" несколько раз вспыхивали массовые пьяные драки. В самой ожесточенной приняли участие до 20 пассажиров.
9 ноября 2007 года греческая авиакомпания отказалась везти в Россию 143 российских болельщика футбольного клуба "Зенит". Фанаты возвращались с матча в Волосе, где накануне "Зенит" выиграл у греков со счетом 3:2. Командир экипажа отказался везти россиян, так как они были не трезвы. За фанатами пришлось вылететь самолету ГТК "Россия".
28 декабря 2006 года в аэропорту Праги вынужденно сел самолет "Аэрофлота", следовавший из Москвы в Женеву, из-за того, что пьяный россиянин Евгений Дагаев устроил драку. Хулиган был связан и передан полиции. Он провел два месяца в чешской тюрьме.
30 марта 2005 года глава Московского метрополитена Дмитрий Гаев на борту самолета "Аэрофлота", следовавшего рейсом Москва-Токио, едва не задушил стюарда, не позволившего ему открыть дверь лайнера.
7 ноября 2004 года 40-летний гражданин Германии, бывший морской пехотинец и эмигрант из России, устроил пьяный дебош на борту самолета "Сибири" рейса Ганновер - Новосибирск. Он ударил стюардессу ногой в грудь и пригрозил взорвать самолет. Пассажира чудом удалось скрутить и привязать к креслу. Суд приговорил его к трем месяцам колонии общего режима.