Сегодня чиновники городской администрации объехали новые дороги, которые появились в Екатеринбурге в этом сезоне (не считая сделанных у Центрального стадиона в рамках подготовки к ЧМ-2018).
Таких набралось три штуки: улица Педагогическая, которая раньше была тупиковой, сейчас продлена от Мира до Комсомольской, построен отрезок Мехренцева у новостроек в Академическом, и проложена новая улица в Солнечном под названием Счастливая, она соединит основную магистраль района – Лучистую – с будущим садиком. Каждая из этих улиц, реконструированных или построенных, оказалась длиной около полукилометра, с проезжей частью на две полосы, и работы по каждой стоили 40–50 миллионов рублей из городского бюджета.
Первым делом Александр Якоб, вице-мэр Евгений Липович, глава комитета по строительству Николай Сметанин и другие поехали во Втузгородок на обновлённую Педагогическую. И первое, что тут бросается в глаза, насколько позволяет свежевыпавший снег – это "разноцветность" покрытий, которые были использованы при реконструкции.
Разные покрытия использовались для велодорожек, "зебр", зонирования на парковках и так далее. При этом для пешеходов здесь была цель "сгладить" неудобные съезды, для автомобилистов должны были появиться парковки, для велосипедистов поставили велостоянку из жёлтых труб. Конкурс на строительство Педагогической выиграла компания "Первостроитель", которая возводит неподалёку микрорайон Университетский.
О том, что Педагогическая получилась хорошо, заявили и Евгений Липович, и Александр Якоб.
– На Педагогической работы вели от стены до стены зданий – тротуар, технический тротуар, велодорожки, газоны, парковки, установка знаков, освещение – все, как это нужно делать, – отметил Якоб.
Как рассказал директор службы заказчика "Первостроителя" Вадим Речкин, длина реконструируемого участка составила 498 метров (ранее Педагогическая шла только от Мира до Коминтерна). Так как работали с уже сложившейся застройкой, пришлось хорошо подумать, как всё уместить, и парковки в зависимости от места применяли разные – и продольные, и диагональные, и перпендикулярные (перпендикулярные – там, где нужно разместить как можно больше машино-мест).
Впрочем, автолюбители в них не особенно разбираются и часто ставят машины на новой улочке как придётся.
– Это новые парковочные карманы, – поясняет глава комитета по строительству Николай Сметанин. – По ним мнения делились: половина жителей могла заявить – "да, сделайте для нас карманы", а вторая говорила – "не делайте, тут никогда никто не парковался".
На Педагогической ограждения присутствуют, но далеко не всюду – здесь постарались сделать среду более открытой.
Работы на Педагогической полностью закончены. Два других объекта, несмотря на свеженький снежный покров, всё ещё доделываются.
Практически готова улица Счастливая – по ней родители из района Солнечный поведут детей в садик, правда, ещё не построенный. Конкурс на его строительство выиграла компания "Форум-Групп", которая, собственно, и является девелопером Солнечного.
На новую дорогу запретили въезд тяжёлой техники, чтобы не повредить свежее покрытие. И садика ещё нет, и в районе пока особо некому ходить в него: полностью готов только самый первый дом девелопера "Форум-Групп", два других, коробки которых построены – от "Виктории" и от "Брусники" – не закончены и не заселены.
– Мы смотрим новый участок дороги – он более скромный, чем на Педагогической, но пространство тоже достаточно грамотно распределено, – отмечает Евгений Липович.
Автодорога, велодорожки, тротуары – и принципиально новое освещение: здесь решили использовать светодиодные фонари. Заказывали их в Санкт-Петербурге на основе комплектующих Philips. В мэрии к "светодиодной" идее, впрочем, пока относятся без особого энтузиазма и намерены проверять, получится ли с инновациями соблюсти нормативы освещённости.
– Ни один светодиодный фонарь не даёт на дорожном полотне норматив, – отметила Тамара Благодаткова, глава городского комитета по благоустройству, добавив, что на тротуаре – норматив выдерживается.
– Большинство улиц у нас сейчас строятся с велодорожками, – отмечает Николай Сметанин, – на всех трёх новых улицах, по которым мы пройдём сегодня, они есть, и мы их и дальше будем предусматривать, но для Генплана у нас будет разрабатываться отдельный план велодвижения Екатеринбурга, – у нас есть велоактивисты, – и вот когда он будет, можно будет чётче понимать, где они необходимы, а где их строить не стоит.
Такие пешеходные переходы – и для велосипедистов, и для пешеходов раздельные – в Екатеринбурге встретишь редко. Они даже заставили немного поспорить между собой Николая Сметанина и Евгения Липовича.
– А почему на Педагогической не отделили велодорожку от пешеходного перехода? – спросил Липович.
– Для велосипедистов сегодня не предусмотрено отдельных светофоров и пешеходных переходов, – ответил Николай Сметанин, – велосипедист обязан спешиться и идти вместе с пешеходами. Я считаю, что у пешехода должно быть преимущество.
Вызвала вопросы и "тактильность" пешеходных покрытий: "дорожка из жёлтого кирпича", точнее, из жёлтой плитки, отличается от соседствующего с ней бехатона не только из эстетических соображений – разницу покрытий должны, например, ощущать люди с ограниченным зрением и ориентироваться на него при переходе через дорогу. Однако в этом случае вердикт от Сметанина был "недостаточно тактильная". Сейчас в мэрии ориентируются на выполнение таких зон в брусчатке – хотя на площади 1905 года такой переход уже вызвал "бунт каблуков".
И, наконец, вот многострадальная Мехренцева, на которой водители больше не будут терять в грязи номера. Жители местных новостроек у Юго-Западного лесопарка порядка двух лет жаловались на то, что непролазная грязь и огромная лужа мешают транспорту и пешеходам. В этом году за Мехренцева взялась мэрия. Построено две полосы и сделано благоустройство с одной стороны. Это первый этап. Второй этап завершат позже – это тоже две полосы и благоустройство, но со стороны леса. Всего этот проект должен стоить горбюджету около 100 миллионов рублей.
– Люди здесь ездили по грунту. Считаю, что застройщики обязаны сами строить дороги в таких случаях, – отмечает Сметанин, – хотя бы сделать хороший подъезд до тех пор, пока не будет построена настоящая дорога.
Кстати, тротуарная плитка здесь встречается необычная – круглая и в форме морской гальки (производство местное, завод "Берит", который входит в "Атомстройкомплекс"). Эту плитку используют как для тротуаров, так и для парковок. В мэрии её раньше применяли для обрамлений дорожек в садиках, сейчас собираются расширять использование. Особых преимуществ, кроме эстетических, по сравнению с обычной плиткой у неё нет, но она даёт возможность создавать с её помощью своеобразный газон, по которому можно пройти и на котором можно припарковаться.
На Мехренцева сейчас открыто движение, сделано освещение, работает светофорное регулирование – осталось оформить газоны и уложить последний участок бехатона.
Фото: Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU
Схемы: Пётр ГИНДИН / Е1.RU