Коллекция советских довоенных мотоциклов Музея автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме пополнилась новым экспонатом – мотоциклом ТИЗ АМ-600. Это армейский мотоцикл с объёмом двигателя 600 см3. Он выпускался в 1935–1941 годах Таганрогским инструментальным заводом ("Таганрогский инструментальный завод № 65 имени товарища Сталина"), а после эвакуации – Тюменским мотоциклетным заводом (1941–1943 гг.). Использовался Красной армией во время Великой Отечественной войны.
Как рассказывают в музее, образцом для этого мотоцикла послужил английский BSA-500, поступивший на завод в сентябре 1935 года. Однако конструкцию значительно изменили: заново спроектировали раму, переднюю вилку и колёса, все размеры перевели из дюймовой в метрическую систему. К октябрю 1936 года было организовано серийное производство. Мотоцикл имел четырёхтактный одноцилиндровый двигатель объемом 595 см3, мощностью 16,5 л.с. и четырёхступенчатую коробку передач, мог достигать скорости 95 км/ч.
ТИЗ стал самым мощным серийным советским мотоциклом своего времени – у большего по объёму двигателя ПМЗ-А-750 мощность составляла 15 л.с.
– Машина получилась довольно удачной. Этот факт особенно показателен на фоне "успехов" другого тяжёлого мотоцикла – ПМЗ-А-750, получившего народную расшифровку "попробуй меня заведи". Конструкция машины постоянно совершенствовалась, причем модернизационные изменения отражались лишь во внутризаводской документации, что доставляет отдельную головную боль реставраторам. Известны, к примеру, два варианта головки цилиндра (чугунный и алюминиевый), три варианта картера двигателя, четыре типа крышки газораспределения, – рассказывают в музее.
Мотоцикл в больших количествах использовался в Рабоче-крестьянской Красной армии, на коляску устанавливали пулемёт Дегтярева.
Начиная с 1937 года машины активно участвовали в парадах на Красной площади. Был даже разработан специальный парадный одиночный вариант с пулемётной турелью на руле.
– Тот факт, что ТИЗ АМ-600 был самым мощным советским мотоциклом, предопределил его активное использование в спортивных целях – на его базе создавались рекордные мотоциклы, как заводские, так и собранные энтузиастами. Один из них – ТИЗ-4 с верхнеклапанным двигателем – также представлен в коллекции Музея автомобильной техники УГМК, – отмечают в учреждении.
С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Тюмень, где до 1943 года из готовых частей и заготовок собрали 614 мотоциклов. После чего Тюменский мотоциклетный завод был слит с Горьковским. Большая часть документации Таганрогского завода потерялась в ходе эвакуации и всех переездов, поэтому даже точное количество выпущенных мотоциклов неизвестно. Даже полный комплект оригинальных заводских чертежей мотоцикла долгое время считался утраченным и был обнаружен историками мотоциклетного дела совсем недавно.
Ранее E1.RU публиковал большую экскурсию по автомузею УГМК.