Все новости
Все новости

Заброшенный Екатеринбург: история химфака на Ленина, ставшего ночлежкой для бездомных

Здание находится в полуразрушенном состоянии

Здание получило статус объекта культурного наследия, потому что в нем долгое время работал основатель уральской школы лесохимии Василий Козлов

Поделиться

Мы начинаем спецпроект, в котором будем рассказывать о заброшенных зданиях Екатеринбурга. В первом выпуске — дом на Ленина, 79, который построили в 30-х годах для химфака Лесотехнического института.

Дом построен по проекту известного архитектора Константина Бабыкина. С 1930 по 1967 год в нем работал ученый-лесохимик Василий Козлов — основатель уральской научной школы лесохимии. Именно поэтому в 2017 году здание получило статус объекта культурного наследия. Этот дом стал одним из первых научно-исследовательских зданий 30-х годов на Урале, построенных под влиянием конструктивизма.

Место для здания выбрали удачно — в глубине квартала и поблизости от УПИ. В трехэтажном здании сделали подвал для оборудования, лаборатории, опытные станции, кабинеты.

Здание лестеха появилось в 30-х годах

Здание лестеха появилось в 30-х годах

Поделиться

— Архитектура главного фасада со стороны проспекта Ленина рациональна. Композицию определяют поэтажные ряды квадратных окон, расположенных по осям. Главный фасад завершается аттиком. Другие фасады здания представляют собой гладкие стены с окнами и входами, которые отличаются по величине и форме, — рассказал руководитель научно-исследовательского центра Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.

В 90-х ученые оставили здание. Его отдали арендаторам, которых выдворили в нулевых. Последние несколько лет дом пустовал и постепенно разрушался. Сейчас он находится в полуразрушенном состоянии. Собственник здания — Федеральная таможенная служба — собирается его реконструировать, но пока не может согласовать проект капитального ремонта в Главэкспертизе.

Плохое состояние объекта культурного наследия скрывают за фальшфасадом

Плохое состояние объекта культурного наследия скрывают за фальшфасадом

Поделиться

Федеральная таможенная служба установила решетки на оконных проемах, но многие из них сломаны

Федеральная таможенная служба установила решетки на оконных проемах, но многие из них сломаны

Поделиться

На полу много мусора

На полу много мусора

Поделиться

На этажах здания проросли кустарники

На этажах здания проросли кустарники

Поделиться

Теперь ФТС России нужно устранить все замечания и вновь отправить документы на согласование. После этого объявят конкурс на проведение капремонта. Сказать точно, когда здание приведут в порядок, сейчас сложно: разработка и согласование проектной документации по реставрации объекта культурного наследия могут занять около двух лет. Еще столько же может занять сама реставрация.

В таможенной службе говорят, что планируют восстановить исторический облик здания. В 2018 году таможенники заключили договор на вывоз мусора с территории здания. Также там говорят, что помещение осматривают каждые три дня — для поддержания порядка. Для защиты от вандалов установили металлические решетки на окнах. Само здание скрыли за фальшфасадом.

Попасть на Ленина, 79 может любой желающий с главного входа — здание не законсервировано

Попасть на Ленина, 79 может любой желающий с главного входа — здание не законсервировано

Поделиться

Стены расписали вандалы

Стены расписали вандалы

Поделиться

Сейчас в здание может попасть любой желающий. Главный вход открыт, решетки на некоторых окнах сломаны. Внутри лежит мусор, заметны последствия пожара, а на первом этаже растут деревья и кустарники. Железные перила на лестнице демонтировали и, похоже, сдали на металлолом.

Руководитель общественной организации «Уральский хронотоп» Олег Букин считает, что наилучшим вариантом было бы на начальном этапе запроектировать только консервацию и противоаварийные работы, чтобы сразу их реализовать. Дело в том, что в здании обосновались бездомные. По их вине оно горело уже дважды, последний раз — в 2019 году. Больше всего от огня тогда пострадали крыша и перекрытия.

— Надо принимать срочные меры, чтобы закрыть доступ в здание и чтобы остановить его разрушение. Запроектировать это и осуществить можно в течение полугода-года. На полную реставрацию (ремонт, приспособление) может уйти несколько лет, — рассказал Олег Букин.

Архитектор, один из основателей арх-группы «Подельники», Полина Иванова считает, что если не проводить работы по сохранению здания, то оно быстро обветшает.

— Нельзя занять позицию «мы этим не занимаемся, это не наше дело, это не наш профиль», если вы пользователь здания. С сохранением наследия возможно только движение, остановка означает смерть. Поэтому хорошо, что пользователь памятника начал действия по сохранению. Пользователи этого здания могут создать прецедент сохранения авангардной архитектуры в Екатеринбурге, — говорит Полина Иванова.

В Екатеринбурге много старинных домов, которые нуждаются в ремонте. У нас есть рубрика, в которой мы рассказываем о тех из них, где по-прежнему живут люди. Посмотрите, что скрывается за нарядными фасадами. Например, мы побывали в столетнем деревянном доме с башенками на Шейнкмана.

Хотите узнать больше о судьбе заброшенного здания в Екатеринбурге? Отправьте адрес здания и его фото на i.varkentin@iportal.ru и расскажите, что вам о нем известно.

По теме

  • ЛАЙК10
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ28
  • ПЕЧАЛЬ14
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter