Китайский синдром является абсолютной загадкой для большинства экономистов мира. Еще бы – всего за полвека страна третьего мира превратилась в очевидного лидера планеты, сумев сплотить воедино коммунизм и капитализм. Практически все товары европейских и американских марок несут на себе небольшой лейбл «Made in China». Та же ситуация и с автомобилестроением: пять лет назад никто не слышал о китайских авто. Внезапно выяснилось, что общие объемы производства заводов превышают несколько миллионов машин в год; их экспансия на внешний рынок похожа на ядерный взрыв. Китайцы наступают. Viva la China…
Признаться, поначалу мы не планировали брать на тест китайские автомобили, считая их недостаточно конкурентоспособными. Но с началом производства Lifan Breez в Карачаево-Черкессии, наша точка зрения сменилась на противоположную: машины китайского происхождения должны получить обзор. Ведь, не сегодня-завтра они перейдут от лицензированного производства к созданию собственных моделей, а там – и до простой конкуренции недалеко! – Поэтому, мы решили пригласить на тест трех «китайцев» – это Chery Amulet (он построен на базе Seat Toledo 1991 модельного года), Lifan Breez (основой послужил Citroen ZX 1991 года) и Geely Otaka (потомок Toyota Corolla). Он собирается, кстати, в Новоуральске компанией «Автомобили и моторы Урала» (АМУР). Что до базовых комплектаций, то практически все китайцы отлично «упакованы» – здесь и ГУР, и кондиционер, и 2 подушки безопасности, и неплохая автомагнитола.
Итак, первый взгляд. Все представленные автомобили выглядят достаточно самобытно, их сложно спутать друг с другом – спасибо дизайнерам-
фейслифтерам. Причем, если внешность Geely и Lifan решена в популярном нынче стиле «биодизайн», то Chery более консервативен. Видимо, китайские инженеры сочли, что разработка нового кузова обойдется слишком дорого, и это неизменно ударит по себестоимости машины. Поэтому они не стали мудрствовать лукаво и просто подарили классическому кузову задорные нотки в виде современных фар с «линзами» и фонарей. Для Geely был разработан собственный кузов, передок украсился огромными фарами сложной формы, а задняя часть приобрела симпатичные фонари с разноцветными кружками. Lifan легко отличить по крупным «миндалям» головного света и трапециевидным фонарями со светодиодами (!). Еще раз повторюсь: каждая из машин по своему красива и ее достаточно сложно спутать с одноклассниками.
Салоны машин практически полностью отражают стилистику интерьера. Скажем, Breez может похвастать трехспицевым рулем с приятной фактурой кожи и вставками «под алюминий», примерной приборной панелью и интуитивно понятной консолью с небольшим количеством клавиш. Согласно тенденции сегодняшнего дня, в верхней части блока расположились дефлекторы вентиляции с клавишей аварийной сигнализации аккурат между ними. Чуть ниже – автомобильная магнитола, умеющая, кстати, «читать» формат МР3, еще ниже – служебные кнопки и блок климатической установки. Она довольно незамысловата и позволяет регулировать скорость работы вентилятора, температуру в салоне, направления потоков воздуха. Все это практичное великолепие обрамлено в рамку опять же «под алюминий». Кресла в Lifan сравнительно простые и не хвастают модной сегодня боковой поддержкой. С другой стороны, это дает хоть какую-то гарантию, что на таких сиденьях будет удобно даже очень крупному или высокому человеку. На заднем диване, не имеющем формовки «на двоих» с успехом разместятся двое взрослых и ребенок, либо трое некрупных женщин.
Салон Geely Otaka откровенно тяготеет к европейской дизайнерской школе: видно деление на «черный верх - бежевый низ. На четырехспицевой «баранке» размещен сине-белый логотип компании Geely (по неподтвержденным данным, его разработка обошлась китайцам в 461 тысячу евро), хотя сам руль отделан немного скользким пластиком. Торпеда сделана сложной – при желании можно насчитать до десятка горизонтальных и вертикальных плоскостей. В верхней части консоли расположились дефлекторы вентиляции с общим роликом направлений потока. Чуть ниже, на очередной вертикальной площадке – три тонких вертикальных (!) клавиши, одна из которых отвечает за «аварийку». – Предназначение остальных нам неизвестно, поскольку мы изначально старались не брать на тест автомобили в «топовой» комплектации – все-таки, оцениваем демократизм и доступность, а не количество «полного фарша на тысячу долларов». – Ниже расположился температурный блок с классическими «барашками», а следом… В нашей комплектации здесь было достаточно большое отверстие - машина предлагается лишь с аудиоподготовкой. Хотя, по словам менеджеров, здесь может быть огромный жидкокристаллический дисплей с целой кучей функций – он предлагается за отдельную плату, цену мы не уточняли. Еще в салоне Otaka оказались неплохие сиденья с определенной боковой поддержкой, между передними «примостился» декоративный подлокотник. Задний диван показывает форму для двоих пассажиров, однако формовка не станет проблемой при переезде троих – она в меру мягкая и податливая.
На фоне конкурентов, салон Chery можно охарактеризовать всего одной фразой – это практичный минимализм. Да, здесь нет особых дизайнерских экзерсисов – но нужны ли они? – Лаконичная приборная панель с тремя кругами приборов (что интересно – правый кругляш отражает информацию о
температуре и уровне топлива), незамысловатый, но достаточно удобный руль, козырек торпеды, плавно перетекающий в центральную консоль. Салон очень оживляют вставки «под алюминий», без них он был бы очень угрюмым. Хотя, учитывая чистоту вдыхаемого нами воздуха, темные тона обивки – это суперпрактично! Ведь белая или бежевая кожа (или ткань) уже через пару-тройку недель начинает лосниться, и вы все чаще начинаете думать: а не поехать ли в химчистку? – В придачу к тому очень приличные передние сиденья с прекрасной боковой поддержкой и уютный задний диван, и все – получается недорогой, практичный автомобиль не претендующий на роскошь, но и старающийся не ударить лицом в грязь перед потенциальными покупателями. Так что, изучив «внутренности» трех китайцев стало понятно: каждый из них вполне себе приспособлен для переездов семьи из 4-5 человек. А вот каким именно станет этот переезд – во второй части материала.
Первым довелось сесть в Chery. После непродолжительной настройки водительского места «под себя», поворачиваем ключ зажигания, под капотом ожил двигатель. Пара-тройка нажатий на педали, шатаний рычагом КПП и покачиваний руля, трогаемся. Практически сразу замечаем невероятную мягкость всех педалей – очевидно, что в пробках это будет весьма удобным. В придачу к тому такой же мягкий (но не ватный руль) и длинные коды «коробки». В принципе, особо активному водителю это не придется по душе, однако дамы и спокойные шоферы не будут разочарованы. Это же подтверждает и разгон: создается ощущение, что объема в 1,6 литра и 88 лошадиных сил немногим не хватает. Конечно, сказываются экологические нормы, да и расход топлива в этом случае оптимален. Да и требовать от семейного лифтбека разгона «до сотни» за 5 секунд – глупо.
В остальном, разгон радует бойкой работой двигателя, отсутствием досаждающих шумов и приличной устойчивостью. При движении со скоростью порядка 70-80 км/ч автомобиль остается интуитивно понятным и неплохо рулится. Подвеска без особого вреда отрабатывает большинство ям, да и на особо крупных ее сложно пробить. Хотя при входе в пологие повороты автомобиль подвергается некоторому крену, но, с одной стороны он вполне разумен, с другой – это последствия мягкой комфортной подвески. При торможении отмечается довольно большой «холостой ход» педали, что опять же – не может быть недостатком – скорее это специфическая особенность модели.
Пересаживаемся на Lifan. Несмотря на то, что его салон показался нам не самым красивым, он стал, в результате, самым уютным и эргономичным. Здесь и водительское место балует определенным простором, и все органы управления находятся под рукой. Единственное, что нимало нас подивило – это расположение руля. Он сильно сдвинут вправо от водителя, что, может и является оригинальным, но практичным – вряд ли. В конце-концов мы отнесли эту особенность на специфичность конкретно этого экземпляра, и не стали искать корень проблемы.
Начинаем движение, попутно отмечая характер машины. Под капотом трудится мотор объемом 1.6 литра и мощностью 109 л.с. Мы, признаться, сначала хотели взять автомобиль с двигателем Tritec (1,6 л, 116 л.с.) – им комплектуются выпускаемые в Латинской Америке Mini Cooper и Chrysler PT Cruiser. Однако машины с таким мотором не было, да и нечестно «выставлять» столь мощный экземпляр против подобных соперников. Тем не менее – автомобиль разгоняется весьма и весьма резво (не в пример Chery Amulet), а работу основных узлов можно назвать «примерной» Скажем, рычаг КПП
отличается отличной избирательностью, перепутать скорости «вслепую» невозможно. При движении на 70-80 км/ч руль наливается тяжестью, а «завод» автомобиля в пологий поворот требует некоторого усилия – особенность торсионной подвески. Зато удивило сцепление – оно очень точное и мгновенно «схватывает» момент, поначалу даже приходится привыкать; ни дать - ни взять – спорткар! Создалось ощущение, что Breez это автомобиль для более динамичных водителей, нежели те, что выбирают Amulet.
Наконец, последний автомобиль сегодняшнего тест-драйва – это новоуральская Geely Otaka. Если сравнивать ее с представленными одноклассниками, то Otaka это, своего рода, «золотая середина». Она не столь вальяжно-спокойна как Amulet и не столь откровенно-зажигательна как Breez. Скажем, руль отличается той же мягкостью, что присуща Chery, зато на сравнительно высокой скорости (все те же 70-80 км/ч) становится ощутимо острее. Интересно и необычно показала себя подвеска: при движении на малой скорости (например, в городе), она отличается отличной энергоемкостью. При наборе скорости начинает передавать на кузов неровности дороги, ямы и «тела» «лежачих полицейских». Но при выходе на четвертую-пятую передачи подвеска снова становится очень комфортной, и с легкостью гасит продольные колебания. Точно так же дело обстоит с пологими поворотами: при малой и большой скоростях автомобиль практически не кренится, зато набор скорости заставляет немного раскачиваться. Мы сочли, что это – результат попытки сделать «универсальную» подвеску. Впрочем, она такой и получилась. Зато тормозам можно поставить оценку «отлично» (конечно, для автомобиля такого класса) – они «схватывают» очень мягко и плавно, позволяя до последнего контролировать авто.
Вот такие они – новые детища китайско-российского автопрома: со своими достоинствами и недостатками, со своими характерами и душой. У каждого из них есть свой козырь в рукаве: для Otaka это прогрессивная внешность, для Breez - безопасность (на прошедших испытаниях EuroNCAP модель набрала 21,5 балл - примерно 3,5 «звезды»), для Amulet - повышенная практичность (лифтбек, все-таки).
Суть в другом: уже сегодня «китайцы» являются конкурентами для отечественных машин, завтра они выйдут на общеазиатский рынок, а там и до мировой экспансии недалеко. Помимо приемлемого дизайна и качества сборки, автомобили с лейблом «Made in China» могут похвастать очень заманчивой ценой – она начинается от 270 тысяч рублей.
В итоге, вы получите неплохо оборудованный автомобиль иностранного производства. Как ни крути.
Благодарим журнал «Стиль Авто» за предоставленный материал