«Будда сказал: есть хорошая новость и плохая. Хорошая – все твои проблемы нереальны. Плохая – ты тоже». Один из лучших сборников современной русской прозы.
«Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно», - так назвали издатели этот проект, все средства от которого будут направлены в Фонд помощи хосписам «Вера». И благодаря сути проекта им, действительно, удалось собрать весь блестящий состав наших современных писателей. И моя великая благодарность этому сборнику за то, от чего мы несколько отвыкли – за полнокровную настоящую русскую Прозу.
Петрушевская с историей про Джо Жуана как всегда странна и прекрасна, Дуня Смирнова тщетно пытается поставить себя на место обычной тетеньки в рассказе «По-любому», хотя было бы безумно интересно увидеть мир глазами самой Дуни, личности высокого склада. И пока Акунин тренирует Фандорина, Татьяна Толстая переплавляет салат «Мимоза» в гигантскую метафору, а Гришковец описывает нехитрые истины, дорогу к самому сердцу пробивает рассказик Леонида Юзефовича 1987 года, точно как «давно забытый вкус черемухи». Это то самое искусство, которое бьет своей безыскусностью, когда что-то живое просыпается, течет в тебя откровением. Эффект великой русской прозы, когда замираешь перед чем-то простым, но прекрасным. Отчего таких вещей почти не осталось в нашем времени? Отчего считается, что талант не может быть простым? А великолепные писатели растрачивают себя на собственную рефлексию или словесные игры, забывая, что назначение литературы в том, чтобы через персонажа увидеть Человека, все великое и мелкое, его суть человеческую.
Хотя и рефлексировать можно так, что кажется летишь прямо к солнцу, - вспомним Набокова. Кстати, Пелевин в своем рассказе «Онтология детства» удивительным образом проявляет себя продолжателем набоковской традиции письма, тонкой стилистики утраченного мира грез:
«Самое удивительное, конечно, - это солнце. Главное – даже не ослепительное пятно в небе, а идущая от окна полоса воздуха, в которой висят пушистые пылинки и мельчайшие скрученные волоски. Их движения до того округлы и плавны (в детстве, кстати, видишь их рой издалека с удивительной ясностью), что начинает казаться, будто есть какой-то особенный маленький мир, живущий по своим законам, и то ли ты сам когда-то жил в этом мире, то ли еще можешь туда попасть и стать одной из этих сверкающих невесомых точек. ...Просто видишь вокруг себя замаскированные области полной свободы и счастья».