E1
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+10°

пасмурно, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

сев.

734мм 63%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Мой дом Полезные статьи Сжиженная благодать

Сжиженная благодать

Роман Цыпуштанов ведет здоровый образ жизни, посещает фитнес-центры, правильно питается и приучил к тому же свой автомобиль: багажник его Volvo S60 отягощен ярко-красным баллоном с надписью «пропан». Роман же считает, что в газе как автомобильном топливе куда как больше достоинств, чем недостатков, а людям нужно просто чуть больше времени, чтобы это понять. Совладелец сети АГЗС — о ценообразовании, инертности человеческого мышления и фракционных взаимоотношениях.


— Производители газового оборудования для автомобилей постоянно выпускают все новые и новые системы. Есть ли какая-то сопутствующая динамика на рынке газа как автомобильного топлива?

— Вообще, сжиженный углеводородный газ в качестве автомобильного топлива начал активно использоваться в самом начале двухтысячных годов. В 2003 году его доля составляла около 3 % от всего потребления топлива, а уже к 2005-му прирост составил 300 %, и доля газа на рынке выросла до 9 %. На данный момент я бы оценил газовую долю топливного рынка в 12 %.

— Если учесть все достоинства газа, почему количество пользователей не растет лавинообразно?

— Лично мне непонятно, почему на газу ездит сравнительно небольшое количество машин. В Бразилии газифицированного транспорта больше половины, в Польше огромное количество таких автомобилей, и используют, что интересно, российский газ. Я думаю, что дело в серьезной инертности мышления. Люди до сих пор вспоминают самые первые опыты по переводу автомобилей на газ — переводили городское такси году этак в 1985-м. Тогда устанавливали российское и белорусское оборудование. В итоге и неприятный запах, и большой расход, и возгорания… Сейчас повсеместно используется итальянское и голландское оборудование, устанавливают его в том числе и на дорогие машины — в качестве примера можно привести мою Volvo S60. В системах четвертого поколения используются уже впрысковые технологии, для газа устанавливаются отдельные форсунки, то есть технологии шагнули очень далеко вперед. Тем не менее, люди боятся газа. Говорят, что машина будет более пожароопасна, будет чаще ломаться… Просто к бензину привыкли, а к газу нет. Все негативные случаи так же, как и в случае с бензином, из за человеческого разгильдяйства. Вовремя не проверили, тяп-ляп обслужили… Только из-за этого. Взрывоопасность вообще сильно преувеличена, потому что степень защиты газового баллона в три-четыре раза выше, чем у бензобака. Были случаи аварий, когда машина превращалась в гармошку, а газовый баллон оставался целым.
Тем не менее, однозначно можно сказать, что инертность мышления с легкостью преодолевается практикой. Кто поездил на газу, к бензину не возвращается.

— Существует два вида газового топлива — пропан-бутан и метан. Чем они отличаются с точки зрения автомобилиста?

— Ездить на метане с точки зрения экономики еще выгоднее. На данный момент кубометр метана стоит 7.50, тогда как литр пропан-бутана — в среднем 10 рублей 30 копеек. Метан может храниться в двух состояниях — сжиженном и газообразном. Для того чтобы использовать его в автомобиле в сжиженном состоянии, баллон должен поддерживать температуру — 70. Получается, что сам баллон, который используется в автомобиле, очень дорог, последние цифры, которые я слышал: около $ 2 000. Поэтому такая установка используется очень редко. Если переводить автомобиль на сжатый метан, то при установке одного баллона получается очень маленький пробег, увеличение количества баллонов приводит к заполнению всего багажника. Метановые заправки дороги и сложны в установке, в Екатеринбурге их три или четыре, и все на окраинах города, что очень неудобно. Метан широко используется маршрутным или большегрузным транспортом Нижнего Тагила, потому что там и город меньше, и заправок побольше, и расположены они повыгоднее. Если сравнивать метан и пропан как топливо для частного использования, то пропан, конечно, предпочтительнее — чуть дороже, но удобнее.

— Можно ли напороться на некачественный, «разбодяженный» газ? Это вообще технически возможно?

— Фракционный состав газа — пропан, бутан и небольшое количество тех же углеводородов. Варьируется в зависимости от сезона соотношение пропана и бутана. Изменение этого соотношения, может быть, и дает какую-то возможность газонаполнительным станциям или заводам где-то удешевить сырье, где-то сделать подороже, потому что бутан вообще дешевле, чем пропан. На физических качествах газа как топлива это почти не отражается: это тот же самый газ. Если пропана будет меньше чем нужно, машине вреда не будет никакого, только тяга будет похуже. Это связано с тем, что у нас устанавливаются системы с принудительной подачей газа. Имеется в виду, что газ находится под давлением до 16 атмосфер, и за счет этого давления поступает в топливную систему. Достаточное избыточное давление создает пропан, поэтому он и необходим. С другой стороны, например, в Японии ездят на чистом бутане — но они в баллон устанавливают дополнительный насос, обеспечивающий подачу топлива.

— То есть историй наподобие тех, что происходят изредка на бензозаправках, когда автомобили пачками отправляются в сервисы, с газом произойти не может?

— Такие истории бывают, но, во-первых, связаны они с газонаполнительными станциями, во-вторых, случаются гораздо реже, чем в случае с бензином. Газ с заводов поступает на газонаполнительные станции железнодорожными емкостями, его сливают в хранилища, и более тяжелые фракции оседают на дне. Кроме того, изредка в хранилища попадают разные примеси, порой и просто грязь. Они могут проникнуть и в газовоз, и на АГЗС, как следствие — и в бак автомобиля. После этого легко попасть на чистку топливной системы. Но еще раз повторю, что это случается значительно реже, чем с бензином и только в силу нашей российской безалаберности, а не умышленной хитрости и жажды наживы.

— Те факторы, которые влияют на рост цены бензина, оказывают ли влияние и на стоимость газа?

— На газ на данный момент влияет один очень мощный фактор. В июле цена литра газа составляла 6.50—7 рублей при стоимости бензина АИ-92 21 рубль. Сейчас газ подрос в цене — в среднем 10.20—10.30 за литр, но оптовая цена на газ с начала лета выросла на 100 %. Это происходит каждую осень, и нам это объясняют так: мол, осенью наш газ в очень больших объемах закупает заграница, много закупают химические заводы, использующие газ как сырье, тем самым на внутренний рынок газа не хватает, как следствие — вздувается цена. Я считаю, что это чисто спекулятивные технологии.

— Ну а вы как основные посредники между потребителем и производителем можете влиять на отпускную цену газа?

— Нас просто ставят перед фактом, хочешь — покупай, хочешь — нет. Кроме того, осенью помимо повышения цен начинаются еще и перебои с газом. Еще один дополнительный фактор — летом многие заводы встают на ремонт, переоборудование, техобслуживание, и это все как раз упирается в конец лета — начало осени. То есть, мало того что газ вырос в цене, его просто не хватает. Несколько лет назад мы, чтобы не подвести службу «Скорой помощи», которой обязались заправлять машины, во время такого дефицита были вынуждены ехать на своем газовозе в Пермь, заполнять его с обычной АГЗС, чтобы привезти к себе и не оставить людей без топлива.

— Проявляют ли внимание к газовому рынку мощные бензиновые бренды?

— Газ один на всех, он никак не подразделяется на бренды, и качество его везде одинаковое. На данный момент Лукойл, если не ошибаюсь, строит газовые заправки в Перми, в Екатеринбурге «Сибнефть» открывает брендовые АГЗС в составе своих автозаправочных комплексов.

— Есть ли вероятность, что после вхождения крупных игроков на газовый рынок цена для конечного потребителя упадет?

— Думаю, что нет. Думаю, что совсем наоборот. Сейчас на этом рынке много мелких частников, и конкуренция совсем другая. И качеством обслуживания, и ценой пытаются отобрать друг у друга потребителя. В Екатеринбурге, кстати, самая низкая цена на газ в регионе, и это связано, я считаю, именно с высокой внутренней конкуренцией. Когда на рынке появятся крупные игроки, цена не поползет вверх, она просто не будет колебаться, как это сейчас. Оптовая цена высокая — наши цены ползут вверх, а в июле продавали газ по 6.50. Обещают, что самым тяжелым по цене будет сентябрь и, возможно, октябрь, а потом начнется плавное снижение. Будем ждать…


Материал предоставлен журналом «Автостиль»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления