E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +7

3 м/c,

с-з.

733мм 72%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама

Кадровый вычет

Пару недель назад в городе состоялось одно весьма камерное, но очень интересное мероприятие. Федеральное кадровое агентство Ventra

Employment по поводу открытия своего офиса и начала «очной работы» в столице Урала провело круглый стол, участникам которого был представлен небольшой обзор ситуации на рынке. Подобные обзоры агентство готовит и по другим мегаполисам страны. Озвученная аналитика вызвала больше вопросов, чем дала ответов (тут, правда, претензии скорее к исполнителям, чем к самому заказчику). Но зато в ходе общения собравшихся удалось прояснить некоторые интересные детали развития рынка кадровых услуг. <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Профессиональный междусобойчик

Главным итогом встречи стал, в общем, понятный тезис - рынок кадровых услуг осенью этого года оживился, но всё равно находится в подвешенном состоянии, ожидая того, как экономика переживет октябрь-ноябрь. Причем всем ясно, что состав тех, кто будут делить между собой этот оживившийся рынок, тоже заметно изменился.

Начнем с количественного показателя. В последнее время в прессе появился целый ряд небольших заметок и публикаций, посвященных сокращению числа кадровых агентств в Екатеринбурге. И действительно, по данным комитета по организации бытового обслуживания населения, в ноябре 2008 года в уральской столице насчитывалось порядка 70 кадровых агентств и рекрутинговых служб. Формально за первые 5 месяцев 2009 года их количество сократилось до 64. Но это только официальная картина – присутствовавшие на упомянутом круглом столе представители кадровых агентств полагают, что «вменяемых» агентств в городе вообще осталось не более двух десятков. Работа остальных нестабильна и малоактивна. Некоторые местные агентства перешли на «домашний» режим работы, другие еще «тянут лямку», но подолгу не платят сотрудникам, третьи частично решили вопрос с оплатой труда, сделав ключевых специалистов партнёрами, а остальным предложили «покинуть корабль».

Однако изменения, происходящие на рынке, нельзя оценивать однозначно в стиле «малые гибнут, большие держатся», как это делают чиновников горадминистрации. По их версии закрытию, в первую очередь, подверглись небольшие агентства и компании, не сумевшие до кризиса собрать финансовые резервы. Это очень упрощенное понимание. А куда, например, «девать» в таком объяснении тот факт, что в городе одно за другим открываются «карманные» кадровые агентства. Только по данным одного из присутствовавших на круглом столе экспертов, за лето в Екатеринбурге открылось не менее семи таких организаций; зачастую - при промышленных предприятиях. «Карманных» - не значит оказывающих некачественные услуги, просто они работают, по сути своей, не на рынок, а на заказ «материнской» компании. Конечно, такие агентства существуют лишь номинально, на практике они почти не развивают новых услуг, не участвуют в конкурентной борьбе, не ищут клиентов. Словом, почти не варятся во всей той «каше», которую мы зовём рынком. Однако они появляются, и вполне возможно, со временем, когда ситуация с кадровыми услугами будет более благоприятной, на рынок всё же выйдут. Они обеспечивают этакое латентное предложение.

Или другой пример – недавно в результате конфликта с руководством одной из компании «средней руки» на рынке кадровых услуг из организации уволились несколько профессионалов. Что они сделали дальше? Пошли вставать в очередь за пособием 5 600 рублей «потолок»? Стали искать работу в и без того ужавшихся агентствах-конкурентах? Нет, они создали собственную фирму, выбрав несколько ключевых услуг, на предоставлении которых сосредоточились. Эта компания уже вполне себе рыночная (а не карманный игрок), но тоже маленькая. Опять нестыковка с заявленной тенденцией.

Мне кажется, что говорить о «гибели малых и перспективности больших» будет явным упрощением. Скорее речь идет о некой эволюции ситуации на рынке, которую мы переживаем.

Три из многих

По сложившейся ситуации я могу сделать три наблюдения. Можно, конечно, предложить куда больше, но, мне кажется, на эти стоит обратить внимание.

Первое наблюдение

– мы «потеряли» вовсе не сегмент «малых агентств». Как любят говорить любители стабильности, якобы «шарашки уйдут, а крупные стабильные компании останутся». Нет, основной удар получили вовсе не «шарашки» и не малые компании вообще, а «середняки» - самая важная группа на рынке профессиональных услуг. Как раз маленькие-то компании пострадали меньше всего. Ведь им, какого бы качества услуги они не оказывали, всегда не особенно трудно свернуть свои основные постоянные расходы, вроде той же аренды офиса. Такие молодые и малые фирмы – это, по сути, просто собравшиеся для решения ряда проектов команды специалистов. А вот компании среднего звена, региональные бренды, получили серьезный удар именно потому, что их бизнес-процессы менее гибки. У них среди непроизводственных расходов уже есть не только имиджевые (для многих малых контор сферы кадровых услуг в отличие от «середняков», например, иметь офис – чистый элемент престижа, им реально в работе отдельное помещение зачастую и не надо), но и инвестиционные. «Середняки» чаще вкладывались в развитие рынка, в новые продукты, тягались с «федералами». Они уже чего-то достигли и многого еще чего хотели. Теперь потока заказов на поддержание нормальной работы у них нет. И провал у них, конечно, печалит.

Второе наблюдение

. В условиях падения популярности подбора как услуги наметилась попытка кадровых компаний «выехать» на сопутствующих услугах (например, тот же аутсорсинг кадрового делопроизводства). Но на местном рынке пока речь идет не столько о спросе, сколько об активном предложении, стремящимся стимулировать, подтолкнуть спрос. Это касается не только небольших организаций, ужавшихся и работающих с несколькими проверенными клиентами, но и некоторых крупных игроков («федералов» и «иностранцев»), которые понимают, что одним подбором сейчас рынок не удержишь.

И, наконец, третье наблюдение. Пожалуй, самое перспективное. Рекрутеры агентств в своем желании поднять «упавший рынок» оказались по одну сторону баррикад со своими недавними «конкурентами» - менеджерами по персоналу. Несмотря на обострившуюся борьбу за бюджет компаний (кому заплатят за «кадровую работу» - штатному сотруднику или аутсорсеру), сотрудники отдела персонала сейчас имеют общую с рекрутерами стратегическую цель. Кадровики стонут от нехватки времени для выполнения салившегося на них объема работы. Они заинтересованы в хотя бы частичном восстановлении бюджетов своих отделов и ищут способы убедить руководство в том, что деньги на персонал снова надо тратить, и что супер-профессионалы не ломятся в двери компании. Рекрутеры, в принципе, добиваются того же. Так что им есть о чем поговорить друг с другом. Возможно, в этих разговорах и родится что-то полезное.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления