Профессиональные водители давно пользуются рациями. Но в последнее время разного рода радиостанциями все чаще обзаводятся обычные автолюбители. Какие преимущества это дает и как сделать правильный выбор, выяснял журнал «ГАИ».
Целевой подход
Дальнобойщики и водители такси давно оценили преимущества, которые дает наличие в автомобиле рации. Таксистам она позволяет оперативно связываться с диспетчерским пунктом, чтобы максимально эффективно использовать свое рабочее время и получать заказы. Дальнобойщики используют ее для связи друг с другом, чтобы получать информацию о ситуации на дорогах, координировать движение в колонне, оповещать коллег о засадах ДПС на трассе и т. д.
Все чаще в магазины, торгующие рациями, захаживают и простые водители. Ассортимент радиостанций, как и другого автомобильного оборудования, достаточно велик. Как сделать правильный выбор, чтобы не переплатить лишние деньги и не купить устройство, через которое кроме шума ничего не услышишь?
Для этого нужно первым делом определиться, в каких целях вы собираетесь использовать рацию. Все предлагаемые устройства можно условно разбить на две основные категории. Это портативные (ручные) и стационарные автомобильные рации, которыми пользуются дальнобойщики и таксисты.
Ручные портативные станции не требуют регистрации и ежегодной платы - в этом их преимущество. Главный недостаток - отсутствие возможности общаться с другими водителями на трассе. Дальнобойщики поддерживают связь на частоте 27,135 МГц, портативные рации работают на одном из свободных каналов в частотном диапазоне 433/446 МГц. Такие устройства подойдут автолюбителям, которые отправляются в поездку колонной из нескольких машин, чтобы поддерживать связь друг с другом - количество пользователей не ограничено. Зато портативную рацию легко снять и взять с собой, отправляясь за грибами, на рыбалку или на охоту.
Стационарные автомобильные рации, используемые дальнобойщиками и таксистами - самый подходящий вариант для любого водителя, отправляющегося в дальнюю дорогу. Он обеспечивает и максимально допустимую дальность связи, и максимальный объем получаемой информации.
Стать дальнобойщиком
Исторически так сложилось, что российские дальнобойщики общаются на одной частоте - 27,135 МГц, а также используют рации, работающие в режиме АМ-амплитудной модуляции. Если приобрести подобную, то в пути вы сможете выходить на одну волну с ними. Помимо того, что водители регулярно предупреждают друг друга в эфире об инспекторах, дежурящих на трассе с радарами, об аварийных участках дороги и возможных путях объезда, они подсказывают водителям легковушек, свободна ли встречная полоса, чтобы совершить обгон. Особенно это актуально для владельцев праворульных авто, которым за дальномерами вообще ничего не видно.
Кроме того, в последнее время на одну волну с дальнобойщиками выходят владельцы расположенных на трассе кафе, придорожных гостиниц, автосервисов, магазинов автозапчастей и автохимии. Они информируют проезжающих водителей о наличии свободных мест, о меню и ценах. Наконец, в экстренной ситуации по рации можно попросить помощи у других водителей - мало ли что может случиться в дороге. Поэтому мы подробнее расскажем о том, как правильно выбрать рацию, чтобы попасть на одну волну с дальнобойщиками.
Помимо того, что это обязательно должно быть устройство с амплитудной модуляцией, нужно обращать внимание на три основные характеристики - мощность передатчика, чувствительность приемника и наличие или отсутствие автоматического шумоподавителя у рации. Мощность передатчика влияет на дальность связи: чем он мощнее, тем больше радиус, в котором вы сможете задать вопрос другим водителям. От чувствительности приемника зависит, насколько качественный сигнал будет доходить до вас от других водителей. Что касается шумоподавителя, он есть во всех моделях: в дешевых - только ручной, в более дорогих - ручной и автоматический. Естественно, что подавлять шумы в ручном режиме сложнее и муторнее. Для наглядности мы взяли три недорогие популярные модели - небольшую и простую в использовании Alan 100 Plus, рацию с энергонезависимой памятью Megajet MJ-300 и Megajet MJ-600 Plus - и сравнили их характеристики.
Отдать на согласование
Купить мощную чувствительную рацию, где не придется прикладывать руки к очистке эфира от лишних шумов - только полдела. Без хорошей антенны самая дорогая рация будет бездарно пылиться в салоне автомобиля. Специальные антенны, предназначенные для работы в диапазоне 27 МГц, бывают двух видов - с магнитным и механическим креплением. И те, и другие имеют как свои плюсы, так и минусы. Антенну с магнитным креплением можно легко установить или снять, чтобы ее не украли или не повредили на парковке. Однако на большой скорости ее может сорвать встречным потоком воздуха. И дальность действия у нее ниже. Антенна с механическим креплением за счет заземления на корпус автомобиля дает увеличение дальности до 30%. Но процесс установки у нее более трудоемкий.
Эффективность работы антенны зависит от нескольких параметров. Во-первых, чем длиннее антенна, тем лучше связь. Обычно в магазинах встречаются антенны трех видов - 60 см, 1,5 м и 2 м длиной. Но на машину с большими габаритами максимально длинную антенну не установишь, чтобы не зацепиться в туннеле или под мостом. Во-вторых, надо обращать внимание на катушку индуктивности (утолщение цилиндрической формы, расположенное у основания антенны) - чем она массивнее, тем лучше. Наконец, качество связи зависит от места установки антенны. Антенны с механическими кронштейнами крепятся на багажник, рейлинг или водосток. Чем выше вынос - тем лучше.
Прикрепленная на водосток антенна обеспечит более качественную связь, чем антенна, закрепленная на багажнике. Кроме того, устанавливать ее нужно с левой стороны по ходу движения автомобиля, ближе к водителям встречного потока.
Магнитную антенну рекомендуется установить по центру: самый лучший прием и передачу сигнала обеспечит антенна, прикрепленная в центре крыши.
Но какой бы вариант вы ни выбрали, любая антенна нуждается в согласовании с рацией, т.е. в дополнительной настройке. Сделать это самостоятельно невозможно, поскольку для настройки требуется специальный прибор КСВ-метр, стоимость которого сопоставима со стоимостью рации и антенны вместе взятых. В любом случае придется обращаться за помощью к специалисту.
Регистрационный взнос
Планировать покупку стационарной автомобильной рации, которой пользуются дальнобойщики, надо заблаговременно. Кроме установки и настройки, согласно российским законам, вам необходимо ее зарегистрировать. Для этого вначале придется обратиться в Радиочастотный центр УрФО, чтобы получить свидетельство о присвоении позывного сигнала. Затем - в Управление Роскомнадзора по Свердловской области. Вся процедура регистрации занимает 2,5 недели, стоит 120 руб. и действительна в течение 10 лет.
За дополнительную плату зарегистрировать приобретенный товар могут компании, занимающиеся продажей раций и согласованием антенны с радиоустройством. В этом случае процедура растянется до 5–6 недель. Ну а в качестве морального и материального удовлетворения за потраченные время и деньги водитель получает полную информационную картину по трассе и существенную экономию на штрафах за превышение скорости.
Ну а купленную для дальней поездки радиостанцию можно использовать и в городе. В Екатеринбурге — на частоте 27,215 МГц (модуляция FM), где общаются участники екатеринбургского «АвтоРадиоКлуба».
Alan 100 Plus
Мощность, Вт: 4
Чувствительность: низкая
Шумоподавитель: ручной
Радиус действия, км: 3-4
Цена. руб.: 1990.
MegaJet MJ-300
Мощность, Вт: 8
Чувствительность: средняя
Шумоподавитель: ручной
Радиус действия, км: 6-8
Цена. руб.: 2500.
MegaJet MJ-600 Plus
Мощность, Вт: 10
Чувствительность: высокая
Шумоподавитель: ручной и автоматический
Радиус действия, км: 10-12
Цена. руб.: 4400.
Информация предоставлена журналом «ГАИ».
Ставим жирную радиоточку
ПО ТЕМЕ