пасмурно, без осадков

южн.

Наука Уральские учёные доказали, что наши предки могли видеть «сибирских единорогов»

Уральские учёные доказали, что наши предки могли видеть «сибирских единорогов»

Оказывается, они вымерли не 200 тысяч лет назад

Учёным удалось доказать, что эти животные существовали намного дольше

Екатеринбургские учёные нашли доказательства тому, что наши предки могли видеть единорогов. Раньше учёные считали, что так называемые «сибирские единороги» вымерли 200 тысяч лет назад, но сейчас стало ясно, что это произошло позже: животные исчезли 35 тысяч лет назад и предки современных людей успели их застать. Информация об этом опубликована на сайте Института экологии растений и животных УрО РАН.

«По инициативе уральского палеонтолога Павла Косинцева международный коллектив авторов определил возраст нескольких предположительно поздних находок костей эласмотериев (род носорогов, обитавших в Евразии. — Прим. ред.) с помощью высокоточного радиоуглеродного датирования, однозначно подтвердив, что эласмотерии пережили микулинское межледниковье (130–120 тысяч лет назад), продолжали встречаться в позднем плейстоцене, а окончательно вымерли лишь около 35 или даже 30 тысяч лет назад», — указано на сайте.

— В России своими силами мы бы не смогли получить эти результаты: у нас до сих пор не хватает радиоуглеродных лабораторий с AMS и с палео-ДНК полноценно никто не работает. Так что для многих передовых исследований остается довольствоваться ролью поставщика материала. Конечно, с эласмотериями, как и со всеми ископаемыми животными, вопросов все равно остается больше, чем ответов, — рассказал Павел Косинцев. — Мы не знаем, менялись ли они со временем; не можем судить, были ли они одиночками, как современные носороги, или жили группами; не можем окончательно сказать даже, зачем им рог и был ли он. Огромное количество собранного ископаемого материала еще ждет своих исследователей.

Как объясняют учёные, обнаружение таких «свежих» костей дало возможность применить к ним другие современные методы анализа: получить ископаемую ДНК и определить содержание стабильных изотопов.

— В разных коллекциях нашли кости эласмотериев, в которых сохранился белок коллаген. Этот коллаген выделили и с помощью ускорительной масс-спектрометрии определили содержание в нем радиоактивного изотопа углерода C14 (чем больше возраст биологического образца, тем меньше в нем этого изотопа), — рассказала Е1.RU научный сотрудник лаборатории палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН.

Реконструкции внешнего облика «сибирского единорога» и скелеты в экспозициях Палеонтологического музея в Москве и Ставропольского краеведческого музея
Череп эласмотерия в масштабе (иллюстрация предоставлена Романом Учителем)

Как указано на сайте ipae.uran.ru, с момента первых находок черепов гигантских животных с выростом между глаз их стали называть единорогами, иногда считая реальным прообразом мифических единорогов. Некоторые исследователи склонялись к тому, что среди наскальных рисунков в пещерах Руффиньяк (Франция) и Каповой (Южный Урал) могут быть изображения эласмотериев, хотя палеонтологические находки такой возможности не подтверждали.

«Несмотря на обилие обнаруженных костей и неизменный интерес со стороны палеонтологов, остается множество вопросов об образе жизни и даже внешности этих гигантов. Существует несметное количество реконструкций их внешнего облика. На большинстве они изображены с густой шерстью и колоссальным рогом, угрожающе направленным вперед, — рассказывают учёные. — Хотя в ископаемом состоянии ни рога, ни шерсть эласмотериев не найдены».

Зуб эласмотерия из палеонтологической коллекции музея ИЭРиЖ УрО РАН. Такие зубы (гипсодонтные) не имеют корней и растут на протяжении всей жизни животного, постепенно истираясь со стороны жевательной поверхности

В прошлом году мы вам рассказывали о том, что на дачном участке под Екатеринбургом нашли настоящий бивень мамонта.

Фото: ipae.uran.ru