
Уральские машиностроители создали современный вагон в старинном стиле
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Мы привыкли считать, что ручная сборка — удел дорогих и эксклюзивных суперкаров. А как вам трамвай ручной сборки? Такой уникальный вагон уже месяц катается по Екатеринбургу и часто светится в городских пабликах из-за своей незаурядной внешности.
Видео: пресс-служба Уралтрансмаша
Новый вагон (его официальное название 71–415Р) сконструировали на Уралтрансмаше в обстановке строгой секретности. Презентовали его уже в полностью собранном виде.
Мы решили прокатиться на нем.
Ретротрамвай выезжает с территории Западного депо
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Между прошлым и будущим
Проходная Западного депо на Волгоградской. Подкатывает новый вагон в желто-бордовой ливрее. Такая цветовая гамма выбрана прицельно: похожая раскраска была у вагонов советского времени в 1950–1970-х годах прошлого века.
Спешно укрываемся от холодного ветра в тепле салона:
— Мы тут поставили целых семь отопителей, включая тот, что находится под ногами кондуктора, — говорит Дмитрий Буньков, главный конструктор гражданской продукции Уралтрансмаша. — То есть, если включить даже половину печек, то скоро в вагоне будет жара. У нас ведь трамвай прошел с большим запасом проверки по шумовым и климатическим испытаниям. Обклеен, утеплен.
Трамвай создавался для экскурсий, поэтому его интерьер отличается шиком и дороговизной использованных материалов
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться

Главный конструктор Дмитрий Буньков рассказывает о ретровагоне
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Как тут не вспомнить многочисленные жалобы на екатеринбургские трамваи, в которых в мороз не теплее, чем на улице? У ретровагона кроме мощной системы отопления спроектировали и двери, которые не гремят и не «сифонят» ледяным воздухом. А на случай жары предусмотрели кондиционер.
Весь салон необычного трамвая выполнен в ретростиле. Материалы — дорогие. Поэтому и цена вагона выше, чем на стандартные модели.

Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Сверху электронные табло, по бокам — широкие панорамные окна. Вагон разгоняется и тормозит плавно, гудит — тихо, хотя его периодически потряхивает на неровных рельсах. По комфорту это современный вагон, но вместо пластиковых сидений — деревянные лавки. Всё впечатление строится на контрастах. Ретротрамвай построен на базе существующего современного вагона 71–415. Салон и кузов, выполненные под старину, — его визитные карточки. Поэтому над ними разработчики трудились особенно тщательно.

Из салона, в котором веет прошлым, открывается вид на современный город
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Красиво, но антивандальным этот интерьер точно не назовешь
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
— Трамвай проектировался прицельно — под экскурсии. И, в частности, под перевозку групп детей, поэтому упор был сделан на тепло и комфорт, — объясняет Дмитрий Буньков. — Но при этом компоновка под старину даже сделала его салон просторнее, чем у серийного образца 71–415. Тут 38 посадочных мест и место для кондуктора. Многие детали делали вручную. Поэтому пока мы размышляем, как его ставить на маршрут. Ведь вандалы могут что-то испортить.

Штучная работа: ремни из экокожи на поручнях
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Стиляга на рельсах
В предыдущие годы в России экспериментировали с восстановлением старых вагонов. То есть пытались вдохнуть новую жизнь в историческую технику. С вагоном Уралтрансмаша все наоборот: техника новая, но ей решили придать дух старины.

Еще ни один завод в России не брался за выпуск трамваев, выполненных в винтажном стиле
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Примечательно, что если взглянуть на старые фотографии свердловских трамваев, вы не найдете там похожих вагонов. А все потому, что в стиле 71–415Р намешано всего понемногу.

Трамвай МТВ-82 на улицах Свердловска
Фото: ЕМУП «Гортранс»
Поделиться
71–415Р с того же ракурса
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться

Вагон серии X на проспекте Ленина в Свердловске
Фото: Государственный архив Свердловской области
Поделиться
Нос современного ретровагона отдаленно напоминает трамвай серии X
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Перед тем, как определиться с обликом ретровагона, специалисты Уралтрамаша просмотрели всю трамвайную стилистику XX века. Приоритет в итоге был отдан послевоенному периоду.

Дизайнер Владимир Рагозин изучил стиль всех трамвайных вагонов XX века, чтобы создать современный ретровагон
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
— Я это называю ретрофутуризм, — объяснил главный дизайнер Владимир Рагозин. — Это была непростая задача. Например, в компоновку кузова, выполненного под старину, вписать современные раздвижные двери. А в маску трамвая (переднюю часть) пришлось добавить современную оптику, потому что в прошлом требования по безопасности не были такими жесткими, как сейчас, и головной свет был не таким ярким. Плюс пассивная и активная безопасность.

Подсветка по периметру потолка — это отсылка к так называемым световым окнам, которые были на вагонах старого типа (под крышей)
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Место для инвалидов — одно из требований современного транспорта
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться

Линолеум на полу стилизован под дерево. В трамваях прошлого полы были деревянными
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться

Стоп-кран — это всего лишь муляж, но он придает атмосферности
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться

Трос возле рабочего места кондуктора. В прошлом он использовался в трамваях для связи с водителем (от него срабатывает механический звонок в кабине)
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться

В кабине ретровагона
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Сейчас ретровагон Уралтрансмаша проходит обкаточные испытания, чтобы удостовериться в надежности всех узлов. А на стапелях завода уже ведется сборка второго такого же.
Напомним, что на сегодняшний день правительство Свердловской области покупает два таких трамвая: один для Екатеринбурга, другой — для Нижнего Тагила. По данным гендиректора Уралтрансмаша Дмитрия Семизорова, к серийному производству ретротрамваев завод будет готов уже в текущем году.
В 2019 году на «Иннопроме» показали полностью низкопольный трехсекционный трамвай с индексом 71–418, ставший новой ступенью эволюции для модели 71–415. В течение 2020 года «гусеница» проходила испытания в Екатеринбурге и перевозила пассажиров на центральных маршрутах города.