Одна из самых спорных статей Уголовного кодекса — «Доведение до самоубийства». Она призвана наказывать людей, причастных к акту суицида. На деле же оказывается, что критерии такого преступного поведения обозначены очень расплывчато. Екатеринбургский юрист Юлия Федотова объясняет, что не так с законодательством по этому вопросу.
Инженера из Екатеринбурга недавно обвинили в доведении до самоубийства. Во время семейного конфликта мужчина бросил пятнадцатилетней падчерице: «Иди и скинься». Девочка, вспылив, бросилась к балкону. Совокупно семейных конфликтов хватило, чтобы для мужчины стала реальной угроза лишиться свободы на срок от 8 до 15 лет.
Что это за статья такая — «Доведение до самоубийства»? В чём ее опасность?
Это, на самом деле, целый комплекс статей, каждая из которых по-своему непонятна.
Ст. 110 УК РФ — доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.
Преступление окончено с момента, когда лицо предприняло хотя бы попытку суицида — пусть даже показушно-демонстративную и не закончившуюся смертью. Возникает закономерный вопрос: какого рода угрозы должны быть? Как отграничить их в данном случае от угрозы убийством (ст. 119 УК РФ)? Как отграничить «жестокое обращение» от истязания (ст. 117 УК РФ)? Что значит «систематическое унижение» — это сколько раз? Два? Три? Что такое «человеческое достоинство»? Обязательно ли крыть потерпевшего матом или возможно тихое и вежливое доведение до самоубийства? Систематически «пилить» — например, предъявлять претензии?
Статья 110.1 УК РФ предусматривает ответственность за «склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства».
Вот тут вообще непонятно, что имеется в виду. При этом, кажется, не только мне — за время существования статьи (с 2017 года), по данным Судебного департамента при Верховном суде России, был осужден только один человек.
В части второй той же статьи предусмотрена ответственность за «содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства». Вот здесь уже интереснее. В России запрещена эвтаназия. Помочь уйти страдающему от боли родственнику, дав ему, например, веревку, будет относиться к данному составу? Вопрос спорный и, опять же, не только для меня — по этой статье не осужден вообще никто.
Статья 110.2 УК РФ — про организации типа «Синего кита». Ответственность установлена за «организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства». За годы существования статьи осуждено только два человека.
Основной вопрос, который ставится юристами по данной категории дел, — о форме вины. Данное преступление совершается умышленно, с целью именно довести человека до могилы, или по неосторожности — когда человек просто ляпнул, не подумав (как тот самый инженер из Екатеринбурга). Возможно ли вообще довести до самоубийства дееспособного взрослого человека?
«Насколько аккуратно нужно общаться с подростком с традиционно подвижной психикой, чтобы он не решил с собой что-то сделать?»
У каждого суицида есть причина. Иногда суицид связан с поведением других людей. Но критерии преступности такого поведения установлены российским уголовным законом предельно нечетко.
Согласны с автором?
Почитайте также другие колонки Юлии Федотовой — например, о том, что грозит пермскому стрелку и что делать, если ваши интимные фотографии сливают в Сеть.